Эллинистический мир и Рим в первой половине II в. до н.э

Главная / Вопросы

Слайд 1

Второй период

Эллинистическо-римская философия

Слайд 2

скептицизм

Ведущими школами этого периода были:

эпикуреизм стоицизм

Этим трём философским школам эллинизма предшествовала философия кинизма, основоположники которой Антисфен (ок. 445-360 до н.э.) и Деоген (ок. 412-323 до н.э.).

Слайд 3

Этика киников носила индивидуалистический и субъективный характер, основывалась на силе духа, на незаурядной способности к независимому существованию.

Кинизм (от греч. «кюйникос» - собака, представители этой школы именовали себя собаками) просуществовал до самого конца античности.

По мнению киников, философия должна заниматься не отвлеченным умозрением, а показывать человеку путь к добродетельной жизни. А для этого нужно произвести переоценку ценностей и «повергнуть в прах ложные ценности», как писал Диоген.

В качестве таких ложных ценностей киники рассматривали имущество, телесные удовольствия и зависимость от общественного мнения. Они проповедовали нищету и полный отказ от удовольствий.

Слайд 4

Страх перед смертью

Философия эпикуреизма

Индивидуалистический характер был присущ и эпикуреизму. Увлекшись идеями Демокрита, Эпикур (341-270 до н.э.) основал в своем саду в Афинах философскую школу, которая и вошла в историю как сад Эпикура.

Этическое учение Эпикура можно определить как этику свободы. Согласно Эпикуру, человек может стать свободным только преодолев главные препятствия к счастью:

Страх перед вмешательством богов в человеческую жизнь

Страх перед загробной жизнью

Слайд 5

Огромную роль в распространении эпикуреизма сыграла написанная на латинском языке поэма «О природе вещей» Тита Лукреция Кара (сер. I в. до н.э.). Именно с публикации этой поэмы началось знакомство с идеями атомизма в эпоху Возрождения.

Смерть, по мысли Эпикура, не имеет к нам никакого отношения, поскольку "когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет ".

Он считал, что цель счастливой жизни – в душевном спокойствии, в «безмятежности души» (атараксии).

Учение эпикуреизма перешло на римскую почву в I в. до н.э.

Слайд 6

Согласно воззрениям стоиков, путь к счастью лежит через апатию, (а - отрицательная частица, «patos» - страсть), т. е через искоренение страстных чувств, аффектов. Близость стоического понятия «апатии» и эпикурейского понятия «безмятежность духа» очевидна.

Учение стоицизма, основателем которого был Зенон из Китеона (336-265 до н.э.), просуществовало с III в. до н.э. по II в. н.э. Название школы «Стоя» произошло от места изложения своего учения Зеноном – так называемого «Пестрого портика» в Афинах.

Как и эпикурейцы, высшей целью человечества стоики считали достижение счастливой жизни, но путь к счастью они трактовали по-иному.

Стремясь жить согласно с природой, стоики искали нравственную свободу, освобождение от страстей, аффектов, которые являются главным источником пороков и бедствий человека.

Стоицизм

Слайд 7

Стоики учили с одинаковым спокойствием переносить как радости, так и невзгоды жизни- болезни, страдания, бедность, унижение.

Они ввели понятие фатума, или рока. Это понятие вплотную подводит стоиков к их учению о Проведении и свободе воли в рамках необходимости.

От необходимого хода вещей, а не от свободной воли человека зависят обстоятельства его жизни: богатство или бедность, здоровье или болезнь, удовольствия или страдания.

Слайд 8

Философ-скептик ничему не должен был придавать безусловно-истинного значения. Эти учения со своим теоретико-познавательным пессимизмом и уходом во внутренний мир личности были характерными не только для раннего, но и для позднего эллинизма.

Противоречивость взглядов разнообразных школ в самых важных вопросах жизни приводила к разочарованию в возможностях познания, к скептицизму (от греч. взвешивать, быть в нерешительности). Учение скептиков было радикальным сомнением в достоверности знания.

Основатель скептицизма Пиррон(360-270 до н. э) утверждал, что единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то ни было суждений.

Скептицизм

Слайд 9

«Назад, в милую общину!»- восклицал величайший мыслитель не только позднего эллинизма, но и всей античной философии Плотин (204-270 н. э), имея виду небеса, вечное божественное бытие.

Неоплатонизм - философское учение позднего эллинизма

Неоплатонизм, наиболее яркое и глубокое учение поздней античности, выразил глубочайшие характеристики своей эпохи: её универсализм и катастрофизм.

Катастрофизм последних веков Римской империи вызвал настойчивые попытки уйти, отрешиться от всего земного, что было характерно не только для философского учения неоплатонизма, но и для зародившегося и набиравшего силу христианства.

Слайд 10

Философская задача Плотина заключалась в том, чтобы последовательно вывести из божественного первоединства градацию всего существующего в мире.

Высшей ступенью бытия по Плотину, является божественное Первоединое, или Единое, которое может быть определено только как самодовлеющее первоначало, лишенное всяких свойств.

Первое, что происходит из Единого, есть Ум (Нус), который по степени совершенства бытия ближе всего к Единому. Но как производимое Ум ниже производящего- Единого, в силу чего он содержит в себе многое.

Слайд 11

В философии Плотина продуктивными с культурно-исторической точки зрения были основные его идеи, а не сама философская схема.

Первый момент Ума - вещество, понимаемое Платином не как материя чувственного мира, а как сущее.

Второй момент Ума - мыслимое бытие, или существование.

Третий момент - мышление.

Таким образом, Ум включает в себя сущность, существование и мышление.

За Единым и Умом следует Душа, которая относится к Уму так, как Ум относится к Единому. Она имеет двойственную природу: одна её часть стремится внутрь, к Уму, а другая обращена вовне.

Слайд 12

Этим идеям, наиболее близким к христианской теологии суждена была долгая жизнь. Подводя итоги, можно сказать, что философия Плотина является, по выражению Б.Рассела, одновременно концом и началом, концом античной философии и началом христианской теологии.

Наиболее значимые философские идеи Плотина:

ценностный подход к бытию на основе его иерархизации

признание высшего бытия как творческого начала

идея творения высшим бытием низшего, понимаемая как его эманация

Слайд 13

Презентацию подготовили студентки группы Ф – 201 Абдурахманова К. и Родионова В.

Краткий отрывок из начала книги (машинное распознавание)

$PEKO-
^//атинский
Кабинет
USEUM
Iraeco-
^ATINUM
VI. KASHCHEYEV
THE HELLENISTIC
WORLD AND ROME
елэ
WAR, PEACE AND DIPLOMACY
220-146 B.C.
MUSEUM
GRECO-LATINUM
MOSCOW, 1993
В.И.КАЩЕЕВ
эллинистический
МИРИРИМ
ВОЙНА,МИР И ДИПЛОМАТИЯ
в 220-146 годах до н.э.
ГРЕКО-ЛАТИНСКИИ КАБИНЕТ
Ю.А. ШИЧАЛИНА
МОСКВА. 1993
ББК 63.3(0)322
К31
Кащеев В.И.
Эллинистический мир и Рим: Война, мир и
К31 дипломатия в 220 - 146 годах до н. э. - М.:
Греко-латинский кабинет, 1993 . - 374 с.
В книге рассматривается напряженный и драматический
период в истории Восточного Средиземноморья - завоевание
эллинистических государств Римом. Перед читателем предстает эпоха
грандиозных войн и интесивной дипломатической деятельности.
Показана специфика войны как основного средства
межгосударственных отношений, военная организация Рима и
эллинистических государств, различные средства и методы дипломатии,
элементы международного права, отдельные аспекты идеологии и
религии. Автор рассматривает дипломатические представления того
времени и тенденции развития римско-эллинистических
отношений в свете важнейших нравственных ценностей эллинов и римлян.
Рецензенты:
кафедра истории древней Греции и Рима
Санкт-Петербургского государственного университета (зав.
кафедрой - доктор исторических наук, профессор Э.Д.
Фролов);
доктор исторических наук, профессор А.И. Зайцев;
доктор исторических наук, профессор А.С. Шофман
Под редакцией доктора исторических наук,
профессора В.Г. Боруховича
тг 0503010000-004 г.
К С05(03)-93 Без объявл
ISBN 5^87245-007-9 О В.И. Кащеев, 1993
ПАМЯТИ ОТЦА
ИВАНА ГРИГОРЬЕВИЧА КАЩЕЕВА
... Где найти человека столь
легкомысленного или нерадивого, который не
пожелал бы уразуметь, каким образом и
при каком политическом устройстве почти
весь обитаемый мир оказался менее чем за
пятьдесят три года под единой властью
римлян? Никогда раньше не было ничего
подобного.
Полибий 1.1.5
Когда сильный с оружием охраняет
свой дом, тогда в безопасности его имение;
когда же сильнейший его нападет на него и
победит его, тогда возьмет все оружие его,
на которое он надеялся, и разделит
похищенное у него.
Евангелие от Луки. 11.21-22
Суд же состоит в том, что свет
пришел в мир; но люди более возлюбили тьму,
нежели свет, потому что дела их были злы;
ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет
и не идет к свету, чтобы не обличились дела
его, потому что они злы, а поступающий по
правде идет к свету, дабы явны были дела
его, потому что они в Боге соделаны.
Евангелие от Иоанна. 3.19-21
Щ&^^И^И
Конец III - первая половина II вв. до н. э. -
время великих перемен в истории античного мира: в
противоборстве сошлись эллинистический мир и Рим,
древнегреческая цивилизация и цивилизация римская,
встретились две во многом отличные одна от другой
культуры; результаты этого противоборства изумили не
только современников, к коим принадлежал Полибий,
но и историков последующих эпох. Многие из них
попытались дать свой ответ на тот вопрос, который был
поставлен Полибием: «Каким образом и при каком
политическом устройстве почти весь обитаемый мир
оказался менее чем за пятьдесят три года под единой
властью римлян?». Но проходило время, и к этому
вопросу исследователи возвращались вновь: не потому
ли, что в прошлом, как в зеркале, каждая эпоха
пытается увидеть свой облик?
Начальная временная граница исследования -
220 г. до н. э. В этот период произошли изменения в
политической жизни крупнейших эллинистических
государств (почти одновременно сменились правители в
Сирии, Египте и Македонии), и у римлян
складываются более регулярные и тесные отношения с
государствами эллинистического мира. Не случайно основное
свое повествование Полибий начинает именно с этой
даты. В качестве конечного временного рубежа можно
было бы избрать 168 г. до н. э. - год завершения
Персеевой войны, краха Македонской монархии и по-
8
ПРЕДИСЛОВИЕ
литического поражения Селевкидов1, ибо на этой дате
первоначально предполагал остановить свое
повествование древнегреческий историк. И все же вернее для
этой цели взять 146 г. до н. э. - год римских побед
над карфагенянами и Ахейским союзом, год
разрушения Карфагена и Коринфа, когда римлянами в
международных отношениях Средиземноморья была
поставлена точка над «i».
Таким образом, хронологические рамки этого
исследования (220 - 146 гг. до н. э.) совпадают с
временными границами, которые окончательно
выбрал Полибий для своей «Всеобщей истории» -
наиболее важного и ценного источника для реконструкции
взаимоотношений эллинистических государств в Риме.
Из множества проблем экономической,
политической, социальной и духовной жизни народов
Восточного Средиземноморья я избрал лишь одну -
межгосударственные отношения2. При этом сложный
спектр взаимоотношений эллинистических государств
и Рима в области идеологии и религии затрагивается
лишь постольку, поскольку они имеют
непосредственные связи с политической сферой: в войне и
дипломатии. Этим объясняется и то, что роль идеологии,
пропаганды и религии во взаимоотношениях государств
Восточного Средиземноморья не раскрывается здесь
глубоко и детально, но лишь намечена в общих
чертах. А значение экономических факторов3 или, к
примеру, Олимпийских игр2* в международных отношени-
1 Ср., например: Klose P. Die volkerrechtliche Ordnung der helle-
nistischen Staatenwelt in der Zeit von 280 bis 168 v. Chr. Miinchen,
1972.
Ср.: Жигунин В.Д. Международные отношения
эллинистических государств в 280 - 220 гг. до н. э. Казань, 1980.
3 См.: Larsen J.A. Roman Greece // An Economic Survey of
Ancient Rome. Baltimore, 1938. Vol. 4. P. 259-498.
4 См., например: Bengtson Η. Die Olympischen Spiele in der An-
tike. Zurich; Stuttgart, 1971. S. 83ff.
9
ПРЕДИСЛОВИЕ
ях эллинистического мира не затрагиваются вообще:
это хорошие сюжеты для специальных работ. Здесь же
прежде всего рассматриваются формы
межгосударственных отношений и дипломатии^, поэтому средства и
методы внешней политики эллинистических государств
и Рима исследуются не сами по себе, а в контексте
нравственных ценностей эллинов и римлян.
Период становления Римской
Средиземноморской державы - это время, когда возникло тесное
единство народов и государств всего
Средиземноморья: на Западе и Востоке. Это единство, замеченное
еще Полибием, стало предметом его историописания.
Однако я, работая над книгой, сознательно оставил в
стороне вопрос о роли Карфагена в международных
отношениях средиземноморского региона в конце III
- первой половине II вв. до н. э. как потому, что
римско-карфагенские связи - это тема
самостоятельного исследования6, так и потому, что
взаимоотношения Карфагена и эллинистических государств в
рассматриваемый период неудовлетворительно
представлены в наших источниках. Основной акцент в работе
сделан на межгосударственных отношениях в
Восточном Средиземноморье7.
^ Ср.: Gruen E.S. The Hellenictic World and the Coming of Rome.
Berkeley; Los Angeles; L., 1984. Vol. 1-2.
" Об основных трудах по этой проблеме см.: САН. 2nd ed. Vol. 8.
Cambridge а.о., 1989. P. 558-560.
" В книге я опираюсь на некоторые материалы и выводы ранее
опубликованных своих статей: 1) Первая римско-македонская
война в интерпретации английских и американских антиковедов //
ΑΜΑ. 1986. Вып. 6. С. 42-57; 2) Лозунг освобождения греков в
межгосударственных отношениях Восточного Средиземноморья
(III - II вв. до н. э.) // ΑΜΑ. 1990. Вып. 7. С. 41-50; 3)
Договор Филиппа V и Антиоха III в интерпретации античных и
современных авторов // ΑΜΑ. 1990. Вып. 8. С. 44-52; 4) Полибий и
внешняя политика Рима в конце III - первой половине II вв. до
н. э. // Из истории социально-этических и политико-правовых
идей. Саратов, 1990. С. 44-51; 5) Посредничество и арбитраж во
10
ПРЕДИСЛОВИЕ
Я сердечно благодарю профессора Ф.У. Уолбан-
ка (Кембридж), который не только отредактировал
английский текст резюме, помещенного в книге, но и
помог решить финансовые проблемы ее издания; без
его трудов, советов и личного участия эта монография
никогда не увидела бы свет.
Выражаю признательность рецензентам:
коллегам, работающим на кафедре истории древней Греции
и Рима Санкт-Петербургского университета, в первую
очередь заведующему кафедрой профессору Э.Д.
Фролову и доценту А.Б. Егорову, профессору Казанского
университета А.С. Шофману и, в особенности,
профессору А.И. Зайцеву (Санкт-Петербург), чьи
доброжелательные замечания и пожелания способствовали
улучшению книги. Моя благодарность - научному
редактору профессору Саратовского университета
В.Г. Боруховичу, а также доценту Т.П. Кац
(Саратов), давшей ценные советы при подготовке рукописи
к печати.
Кандидат исторических наук И.Х. Гарипзанов
(Казань) и доцент Л.Р. Ротермель (Омск)
предоставили мне возможность познакомиться с рукописями
их диссертаций, посвященных вопросам английской,
американской и германской историографии
античности. СВ. Васильев (Саратов) взял на себя решение
некоторых технических вопросов, связанных с изданием
книги, и (совместно с Д.Е. Лукониным) прочел
корректуру. Л.С. Образцова (Москва) и К. Траншел (Ча-
пел-Хилл, Сев. Каролина) внесли важные
исправления в корректуру резюме на английском языке.
М.Ю. Неборский (Москва) оказал мне помощь в
составлении указателей. Всем им я искренне благодарен.
Хочу выразить благодарность тем, кто мне
помогал: в Казанском университете - коллегам и друзьям
из научного семинара "Античный понедельник", в Са-
взаимоотношениях эллинистических государств и Рима // Из
истории античного общества. Нижн. Новгород, 1991. С. 38-49.
11
ПРЕДИСЛОВИЕ
ратовском университете - коллегам по кафедре
истории древнего мира, в Москве - работникам
редакционного отдела Греко-латинского кабинета. Я глубоко
признателен профессору Ю.А. Шичалину (Москва),
великодушно согласившемуся издать мою книгу.
В. Кащеев
Февраль 1993 г.
@X^fN©
ΦΦΦΓΓΊΦΦΦ
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ
1. Полибий: История и политика
Полибий - писатель, заслуживающий
величайшего доверия.
Тит Ливии. История Рима. 30.45.5
Победоносные войны и успешная
дипломатическая деятельность Рима в конце III - первой половине
II вв. до н. э. всего лишь за несколько десятилетий
существенно изменили характер международных
отношений во всем Средиземноморье, оказали сильное
влияние на судьбы многих государств и народов
античного мира. Будучи свидетелем побед римского
оружия, Полибий попытался понять и объяснить сложные
взаимосвязи различных государств в этот период и
создал принципиально новое по типу историческое
повествование, воплотившееся в его «Всеобщей
истории»1. Римские историки со времени Фабия Пиктора,
О формировании исторической и политической концепции По-
либия см.: Erbse Η. Zur Entstehung des polybianischen Geschichts-
werk // Rheinisches Museum. 1951. Bd. 94. S. 157-179; Fritz K.v.
The Theory of the Mixed Constitution in Antiquity: A Critical Ana-
13
ПОЛИБИЙ: ИСТОРИЯ И ПОЛИТИКА
преследуя свои политические и личные цели, каждый
по-своему освещали римскую внешнеполитическую
историю; по понятным причинам они имели доступ к
такой информации, которую нельзя найти у Полибия.
Критически проанализированный, этот материал
может быть использован современными исследователями
римской истории. И тем не менее, именно Полибиево
описание является базовым для реконструкции
внешней политики Рима в Восточном Средиземноморье.
Жизненный путь и сочинения. Полибий родился
в 208 г. до н. э.2 в Мегалополе в хорошо известной
семье (его отец Ликорта был даже стратегом А

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Эпоха Эллинизма

  • Пергамский алтарь. Фрагмент. Около 180 г. до н. э. Берлин.
  • В детских погребениях эпохи эллинизма встречаются подобные игрушки.
  • Ника Самофракийская(богиня победы). Мрамор. Конец 4 в. до н. э. Париж. Лувр.
  • Голова девушки с острова Хиоса. Мрамор. Бостон. Музей изящных искусств.
  • Девушка из Анцио. Голова. Мрамор. Рим. Музей Терм.
  • Статуя эллинистического правителя (так называемый Диадох). Рим. Музей Терм.
  • Голова Афродиты из Пергама. Мрамор. Начало 2 в. до н. э. Берлин.
Философия Платона, Аристотеля и Эпикура.
  • Философия Платона,
  • Аристотеля и Эпикура.
Платон. (427-347 гг. до н. э.) греческий философ. Древняя Греция «Апология Сократу»
  • «Апология Сократу»
  • Апология (от греч apologia) – восхваление, защита кого-либо или чего-либо.
Отношение к государству.
  • Главные сословия:
  • Философы, которые на основании созерцания идей управляют всем государством.
  • Воины, основная цель которых охранять государство от внутренних и внешних врагов.
  • Работники (крестьяне и ремесленники, которые поддерживают государство материально, предоставляя ему жизненные ресурсы).
  • Основные формы правления:
  • Монархия.
  • Аристократия.
  • Демократия.
Идеальное государство по Платону.
  • Основано на уничтожении частной собственности, общности жён и детей, государственной регулируемости браков, общественном воспитании детей (не должны знать своих родителей).
  • каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен.
Педагогическая деятельность.
  • Основная задача педагогической деятельности Платона - формирование гармонично развитого человека через каждодневные усилия и философский образ жизни.
  • Духовные упражнения: подготовка ко сну, в несчастьях сохранять спокойствие и не возмущаться.
  • 4 главные науки: математика, астрономия, музыка и диалектика.
Диалектика Платона.
  • диалектика - метод разделения единого на многое, сведения многого к единому и структурного представления целого как единораздельной множественности.
  • Всеобщей целью является благо.
  • диалектика у Платона является учением о неделимых целостностях; производя всевозможные логические разделения, она умеет всё сливать воедино.
Триада основных онтологических субстанций.
  • Единое - основа всякого бытия; лишено каких-либо признаков, не имеет частей, то есть ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства, не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение.
  • Ум – является порождением «единого», имеет чистую и несмешанную природу.
  • Мировая душа - объединяет у Платона «ум» и телесный мир. Получая от «ума» законы своего движения, «душа» отличается от него своей вечной подвижностью (принцип самодвижения).
  • Смерть тела есть переход его в другое состояние.
Учение об идеях.
  • Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства.
  • У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты.
  • Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной.
Судьба - путь от неведомого к неведомому.
  • Судьба - путь от неведомого к неведомому.
  • Человек - игрушка бога. Этому - то и надо следовать. Надо жить играя.
  • Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?
  • Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей.
  • Сократ - друг, но самый близкий друг - истина.
  • Самая великая победа - победить себя.
  • Речь истины проста.
  • Рассудительность - это умение обуздывать свои вожделения и страсти.
  • Победа над самим собой есть первая и наилучшая из побед.
  • Никто не знает, что такое смерть и не есть ли она величайшее для человека добро. И, однако, все ее страшатся как бы в сознании, что она - величайшее зло.
  • Бог в нас самих.
АРИСТОТЕЛЬ
  • (384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.)
  • – древнегреческий философ и учёный
Аристотель Философия Аристотеля
  • Всё знание делится на три части:
  • - теоретическое(физика и
  • метафизика)
  • - практическое(этика и политика)
  • - поэтическое(творчество)
Теоретическое знание(онтология)
  • Физика - наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией.
  • Метафизика - учение о первопринципах бытия или первая философия.
  • => 4 первоначала: форма, материя, действующая причина(начало), цель.
Практическое знание(гносеология)
  • Этика - учение о нравственности.
  • Основная добродетель – найти середину между двух крайностей.
  • Политика - учение о государстве.
  • Государство - это общение ради общего блага.
Отношение к государству
  • 1) Аристотель выделил:
  • правильные формы правления – монархия, аристократия, полития
  • неправильные формы правления – тирания, олигархия, демократия
  • 2)Наилучшая форма правления – полития – правление большинства в интересах общей пользы.
  • Наихудшая – охлократия – вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы.
  • 3)Во главе всего стоит закон.
  • 4) Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми(политическое право => естественное и условное).
  • 5) Государство состоит из семей и противопоставляется семьям - общениям ради частного блага.
Отношение к человеку и обществу
  • 1.Человек - политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».
  • Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни.
  • 2.Общество тождественно государству
  • Слои граждан(государственные элементы):
  • - очень зажиточные(-)
  • - средние – «золотая середина»(+)
  • - крайне неимущие(-)
  • 3.Совершенством человека предполагается совершенный гражданин , а совершенством гражданина - совершенность государства .
  • 4.Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида.
Собственность
  • 1.Положение человека в обществе определяется собственностью.
  • 2.Частная собственность - единственно возможная и прогрессивная.
  • 3.При этом необходимы:
  • 1)«щедрость» - поддержание неимущих
  • 2)«дружба» - солидарность равных между собой
Категории по Аристотелю
  • 1. сущность – человек, лошадь
  • 2. «сколько» – длиною в два локтя
  • 3. «какое» – белое, умеющее читать и писать
  • 4. «по отношению к чему-то» – половинное, большее
  • 5. «где» – в Ликее, на площади
  • 6. «когда» – вчера, в прошлом году
  • 7. «находиться в каком-то положении» – лежит, сидит
  • 8. «обладать» – обут, вооружен
  • 9. «действовать» – режет, жжет
  • 10. «претерпевать» – его режут, жгут
Сущность
  • 1.Существуют первичная и вторичная сущности.
  • - первичная - это та, которая не говорится ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем(отдельный человек или отдельная лошадь)
  • - вторичная - те, к которым как к видам принадлежат сущности, называемые так в первичном смысле, и эти виды, и их роды («отдельный человек» - «человек» - «живое существо»)
  • 2.Вид в большей мере сущность, чем род.
  • 3.Общая черта всякой сущности - не находиться в подлежащем.
  • 4.Первые сущности обозначают определенное нечто.
  • 5. Сущностям свойственно то, что им ничего не противоположно.
  • 6. Сущность не допускает большей и меньшей степени.
  • 7. Сущность, будучи одной и тождественной по числу, способна принимать противоположности.
Количество
  • 1.Может быть раздельно(число, слово) и непрерывно(линия, время, место).
  • 2.Одни количества состоят из частей, имеющих определенное положение по отношению друг к другу, а другие - из частей, не имеющих такого положения.
  • 3.Количеству ничто не противоположно.
  • 4.Количество не допускает большей и меньшей степени.
  • 5.О количестве говорится как о равном и неравном
Соотнесенное («по отношению к чему-то»)
  • 1.Соотнесенное - это то, о чем говорят, что то, что оно есть, оно есть в связи с другим или находясь в каком-то ином отношении к другому.
  • 2. У соотнесенного бывает противоположность
  • 3. Соотнесенное допускает большую и меньшую степень.
  • 4. Все соотнесенные между собой [стороны] обоюдны.
  • 5. Соотнесенные между собой [стороны] по природе существуют вместе.
  • 6.Ни о первых сущностях, ни о их частях не говорят, что они соотнесенное.
  • 7. Воспринимаемое чувствами существует раньше, чем чувственное восприятие.
Качество(«какое»)
  • 1.Качество – благодаря чему сущности дается определение.
  • 2.Имеет много значений(видов):
  • - устойчивые и преходящие свойства
  • - врожденные способности/неспособности
  • - претерпеваемые свойства и состояния
  • 3. У качества бывает и противоположность.
  • 4. Не все качественно определенное допускает большую и меньшую степень.
  • 5. Такими-то и такими-то [вещи] называются в соответствии с перечисленными видами качества производными от них именами или именами, образованными от них как-то иначе.
Остальные категории
  • Действие и претерпевание допускают:
  • 1)противоположность себе
  • 2)большую или меньшую степень
  • «Где», «когда», «обладать»(чем?) –
  • не имеют никаких ключевых особенностей, используются в прямом смысле
Четыре вида противолежания
  • О противолежащих друг другу вещах говорится:
  • - или как о соотнесенных между собой
  • - или как о противоположностях
  • - или как о лишенности и обладании
  • - или как об утверждении и отрицании
Ещё некоторые понятия…
  • Противоположности
  • Предшествующее и последующее
  • Данное вместе
  • Обладание
      • Движение:
  • 1.возникновение
  • 2.уничтожение
  • 3.увеличение
  • 4.уменьшение
  • 5.превращение
  • 6.перемещение
Сочинения Аристотеля
  • Логические трактаты –
  • «Категории»,«Об истолковании», «Первые аналитики»,
  • «Вторые аналитики»
  • Физические трактаты –
  • «Физика», «О возникновении и уничтожении»,«О небе», «Метеорологика»
  • Биологические трактаты –
  • «История животных»,«О частях животных»,«О возникновении животных»,«О движении животных»,
  • «О душе»
  • Этические сочинения –
  • «Никомахова этика», «Эвдемова этика»
  • Социально-политические сочинения –
  • «Политика», «Афинская полития»
  • Сочинения об искусстве –
  • «Риторика», «Поэтика»
Афоризмы Аристотеля
  • «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное бездействие».
  • «Если бы не было женщин, все деньги мира ничего бы не значили».
  • «Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более».
  • «Счастье - это довольство собою».
  • «Меньшее из зол надо выбирать».
  • «Познание начинается с удивления».
  • «Платон мне друг, но истина дороже».
Эпикур(341–270 гг. до н.э.)
  • Главное препятствие на пути к счастью-страх.
  • Три главных страха:
  • 1. Страх перед судьбой
  • 2. Страх перед богами
  • 3. Страх перед смертью
Для обладания счастьем требуется выбирать удовольствия и избегать страданий:
  • Для обладания счастьем требуется выбирать удовольствия и избегать страданий:
  • 1)стремление к удовольствиям должно быть разумным
  • 2)важны только естественные и необходимые удовольствия
  • 3)отсутствие страданий- удовольствие
  • 4) счастье заключается не в том, что вне нас, а в нас самих
  • Эпикур был сторонником атомистического материализма.
  • вес атомов определяет их движение после первотолчка
  • бесконечно число и разнообразие спонтанно развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства.
  • В пространстве между этими мирами-боги.
  • Душа-материальный объект,состоящий из атомов. Важнейшей частью души является ум, расположенный в сердце.
  • главный источник познания - ощущения, с помощью которых человек только и может получать какую-либо информацию об окружающем мире.
  • -Живи незаметно.
  • -Кому не довольно малого, тому всего мало.
  • -Величайший плод ограничения желаний - свобода
  • -Смерть для человека - ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем.
  • -Жизнь не горька для того, кто твердо убежден, что вовсе не жить - не беда.
  • -Лучший Друг - это тот, кто незаметно для тебя подсыпает тебе в чашку яд и ты умираешь безмятежно, в неведение!
  • -Проживи незаметно!
  • -Если бы бог внимал молитвам людей, то скоро все люди погибли бы, постоянно желая зла друг другу.
  • -В философских спорах выигрывает побежденный, ибо приобретает новую мудрость.
  • -Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным.
  • -Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума - счастливым.
  • -Мы ценим свой характер как свою собственность, хорош ли он и уважается ли людьми или нет; так должно ценить и характер других.
Определения
  • АСКЕТИЗМ (от греческого asketes - упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике философских школ (например, киников) и особенно различных религий (монашество и т. п.). Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение "сверхъестественных способностей" (йога), в христианстве - соучастие в "страданиях" Христа.
Литература
  • Литература
  • Д.А.Гусев -“Введение в философию”
  • Хачатурян -“История мировых цивилизаций”
  • Сайты: 1.www.aphorism.ru
  • 2.wikipedia.org
  • 3.www.peoples.ru
  • 4.www.krugosvet.ru

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

Предмет : история.

Тема урока : Рим и эллинистические государства.

Класс : 5.

Цели урока :

Предметные : обеспечить усвоение материала о завоеваниях древних римлян; научить делать выводы об особенностях превращения Рима в великую средиземноморскую державу.

Метапредметные : продолжить формирование умений учащихся структурировать учебный материал, работать с различными источниками, сравнивать

Личностные : научить давать и объяснять нравственную оценку действиям римлян на покорённых ими территориях.

Данилов Д.Д. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова, А.А. Николаева. – М.: Баласс, 2012. – 288 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I . Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

После победы над Карфагеном Рим начал борьбу за подчинение стран Восточного Средиземноморья.

Посмотрите на карту на стр. 222.

Какие государства являются самыми крупными?

Давайте с вами узнаем, какие мнения и факты высказывают историки о завоеваниях римлян.

Открываем с. 221, читаем разговор

Археолога и Источниковеда.

Какое мнение высказывает Археолог о римлянах-завоевателях?

Какое мнение высказывает Источниковед? Какими фактами он подтверждает свое мнение?

Какое возникает противоречие между мнениями Археолога и Источниковеда?

Давайте попробуем сформулировать проблему сегодняшнего урока и запишем ее в тетрадь.

Записывает сформулированный вместе с учениками вопрос на доску.

Читают диалог.

Работают с картой.

Македонское, Сирийское, Египетское.

Археолог считает, что римляне

были завоевателями, даже в своих

молитвах они просили у богов о расширении подвластных им земель.

В войнах они отстаивали независимость и честь своего народа. По сообщению Плутарха в 196 г. до н.э. грекам было объявлено «сенат римский и консул Тит Квинций Фламинин, разбив македонского царя Филиппа, дают независимость греческим городам, освобождают от гарнизонов и податей с правом самоуправления».

Вместе с учителем формулируют вопрос, записывают в тетрадь.

Регулятивные УУД

1. Определять проблему.

2. Выдвигать версии.

3. Владеть смысловым чтением.

4. Анализировать (выделять главное).

5. Сравнивать объекты по заданным критериям.

6. Делать выводы.

7. Составлять таблицы.

Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

Личностные УУД

1. Оценивать действия римлян.

II . Планирование деятельности .

Чтобы ответить на главный вопрос урока, что нам надо сделать?

Высказывают точки зрения (нужно узнать цели, которые преследовали римляне в завоеваниях, какие государства были завоеваны).

III . Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

Прочитайте 1-й абзац из п. 1 на

с. 221–222 и запишите в тетрадь цели завоеваний.

Мы с вами выяснили, что новые завоевания давали римлянам власть,

богатство и земли.

А сейчас давайте проследим хронологию завоеваний римлянами Македонского царства.

Для этого вам необходимо сейчас при помощи учебника (с. 222-224) составить таблицу «Завоевание Римом Македонского царства».

Один из учеников рассказывает о событиях, опираясь на таблицу. Остальные – следят по карте на стр. 222.

Работают с учебником, записывают цели завоеваний в тетрадь.

Составляют таблицу.

Слушают, работают с картой.

IV. Выражение решения проблемы .

Какой ответ на вопрос к сегодняшнему уроку вы можете дать?

Примерный вывод по проблеме:

Римляне являлись завоевателями,

так как подчинили власти всё Средиземноморье, установив на этих землях свои порядки.

Записывают вывод в тетрадь.

V. Применение нового знания .

Почему Риму удалось овладеть Восточным Средиземноморьем?

Справедливо ли римляне поступили с Карфагеном, Коринфом?

Высказывают различные версии.

VI. Домашнее задание .

Параграф 36, пересказ.

Параграф 37, ответить устно на вопросы (вспоминаем то, что знаем).

Записывают в дневник.

© 2024 inethealth.ru -- Медицинский портал - Inethealth