Религия одна из древнейших форм культуры. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке

Главная / Болезни ЖКТ

8 класс

Тема: « Религия как одна из форм культуры».

Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

НО ВСЁ В СЕБЕ ВМЕЩАЕТ ЧЕЛОВЕК,

Который любит мир и верит в Бога.

Н.Гумилёв

Подготовительная работа: Подготовка учащимися дополнительно дома. Ученики готовят сообщения и материалы по теме «Мировые религии»: буддизм, ислам и христианство.

Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Оборудование: мультимедийный проектор, Библия, Коран, иконы, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.

Ход урока:

I .Организационный момент

II . Изучение нового материала:

    Учитель: Изучение нового материала.

Постановка проблемы. Решите кроссворд.

1. м

о

8. р

а

л

ь

2. о

б

щ

е

с

т

в

о

3. к

у

л

ь

т

у

р

а

4. п

а

т

р

и

о

т

и

з

м

5. и

г

р

а

6. л

и

ч

н

о

с

т

ь

7. о

б

я

з

а

н

н

о

с

т

и

    Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.

    Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.

    Достижения людей в материальной и духовной жизни.

    Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.

    Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.

    Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.

    Они всегда там, где права.

!!! Найдите ключевое слово (религия ).

Объявляется тема урока и цели.

Тема нашего сегодня урока «Религия как одна из форм культуры»

Обратите внимание на план урока

    Определение понятия « религия».

    Особенности религиозной веры.

    Функции религии.

    Религиозные организации и объединения.

    Свобода совести, свобода вероисповедания.

Вопросы по данной теме:

    Что такое религия?

    Когда появились первые религии?

    Что им было свойственно?

1. Первый пункт плана

Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в конце урока?

(Что такое религия?)

А я добавлю ещё один вопрос на который нам предстоит ответить: Связаны ли культура и религия между собой?

Учитель . Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок ты­сяч лет назад.

На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей од­ного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения.

Большое значение религия имеет и в наше время.

Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «мнение»). Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.

Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».

Попробуйте самостоятельно определить смысл слова «религия», опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом).

Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия?

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в тетради).

Исторические формы развития религии.

    Племенные

    Национальные

    Мировые

Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий).

К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире - христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).
Крупнейшие религии сегодня - христианство, ислам, буддизм.

    Христианство

    Ислам

    Буддизм

Сообщения учеников (три сообщения)

! Работа с документом на странице 76 учебника.

? Почему люди верят во вмешательство сверхъестественных сил?

Основа религии – вера (личное, эмоциональное отношение человека к какой-либо информации, которую он признает обоснованной без доказательств).

2.Второй пункт плана: Особенности религиозной веры

Учитель:

    Убежденность в существовании сверхъестественных сил;

    Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;

    Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

Учитель задает вопрос по третьему пункту плана.

3. Функции религии.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? (слайд 8)

Практическая работа.

Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 78 учебника.

Функция религии

Её сущность

примеры

Регулирующая

Воспитательная

Мировоззрен

ческая

Психологическая (компенсаторная)

Коммуникативная

Коммуникативная

Интегративная

Учитель: следующий вопрос к третьему пункту плана.

Обратите внимание на христианские заповеди. Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

(ответ подходит 1,2 функция: регулирующая и воспитательная)

    Религиозные организации и объединения

1.Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят:

-церковь

-секты

-организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

На начало 2013 года в России зарегистрировано 23 494 религиозных организаций.

Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

2. Церковь

Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.

иерархия в Русской Православной церкви

Иерархия - (от греч. hieros - священный и arche - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви;

    Диакон

    Священник

    Епископ

3.Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов (слайд 13)

Крещение

Хадж

4Секта.Возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации.

Для секты характерны:

    Замкнутость,

    Обособленность,

    Претензии на исключительность своей роли,

    Абсолютная нетерпимость к инакомыслию

5.В ЧЁМ СОСТОИТ ОПАСНОСТЬ МНОГИХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НЫНЕ СЕКТ?

По данным всероссийского опроса, проведённого в марте 2013 года население РФ распределяется по религиозной принадлежности следующим образом:

    Православие - 75 %

    Ислам - 5 %

    Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм - по 1 % и меньше

    Неверующие - 8 %

    Свобода совести, свобода вероисповедание.

Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

    Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного- богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

В Конституции РФ статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Учитель: Вопросы религии не только отражены в конституции, но и в других документах в

Конвенция ООН о правах ребенка

Ст. 14 . Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

    Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия

    Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

    Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.

На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.)

III . Закрепление и обобщение :

«Слово спасибо»

Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

Говорят «спасибо», что же ещё?

Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам:

    Что нового вы узнали о слове спасибо?(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва)

    Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?

    Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?

    Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога? (Она переживала, что не может сходить в храм. Она просила благословения у батюшки. Узнав о том, что слово «спасибо» является молитвой, она с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами)

Б) Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм. Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)

Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это …. (культура)

В настоящее время эти замечательные сооружения –церкви – считаются культурными памятниками. Они охраняются государством.

Региональный компонент

. - А у нас в селе есть храм? Где он находится? Как называется?

1.Почему данные религии названы мировыми?

2. К какому виду и типу можно отнести каждую из мировых религий?

3. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?

4. Каковы между ними различия?

I V . Заключение

Работа с небольшой таблицей. Работать попрошу в парах.

культура

религия

Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум,когда слышите слова «культура» и «религия»?

культура

религия

Вежливость

Спасибо

Уступить

Сдержать слово

Аккуратность или др.

Картины, кино

Церковь

Священник

Крест

Пасха

Рождество или др.

Эти большие понятия, культура и религия, связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными частичками. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся сегодня на уроке.

Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?
- Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать?

    Закрепление.Синквейн.

1 существительное;

    глагола;

    прилагательных;

    Предложение.

    Короткий вывод.

    Домашнее задание.

    Параграф 10

    Готовиться к уроку повторения

Тема урока: « Религия как одна из форм культуры».

Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

но всё в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилёв

Цель:

Обучающая:

1. Определить роль религии как одной из форм культуры.

2. Изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия

3. Научить учащихся анализировать и обобщать полученную информацию, составлять проекты и презентации по теме урока.

Воспитательная:

1. Подвести учащихся к пониманию важности религии в современном обществе, как одной из форм культуры и источника нравственного развития человека и общества в целом.

2. Сформировать отношение к религии, религиозному сознанию, толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий.

Развивающая:

1. Способствовать формированию умения и навыков работы учеников с разными источниками,

2. Сформировать способность к визуально-вербальному восприятию материалов урока.

    Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.

    Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.

    Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.

Тип урока: комбинированный, с элементами исследовательской деятельности.

Ход урока

    Актуализация опорных знаний по теме.

Проверка домашнего задания.

Политические партии:

политические партии занимают особое место в ряду субъектов политической деятельности, выступая посредниками между гражданами и государством. Классическое определение партии принадлежит французскому политологу Роже Жерару Шварценбергу (р. 1943):

Политическая партия - это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.

Признаками партии являются:

    функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;

    наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

    направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);

    наличие народной поддержки, добровольность членства;

    наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.

Общественные организации:

Общественная организация - неправительственное/негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей. Иногда используется определение «третий сектор» (общественный) в дополнение к публичному и частному секторам. Членами общественной организации в соответствии с её уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Наличием членства общественная организация отличается от общественного движения, в котором членство не обязательно. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации её постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. Международная общественная организация - неправительственное/негосударственное объединение, членами которого (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей) являются субъекты из разных стран и зарегистрированная в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам (без какой-либо дискриминации по национальному признаку) создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации.

Духовная культура личности:

духовная культура - это исторически сложившийся способ развития и организации человеческой жизнедеятельности, который действует, развивается и зафиксирован в продуктах духовного и материального труда . Духовная культура действует в системе так называемых социальных ценностей и норм, а также соответствующих учреждений и организаций, которая выражается в совокупном отношении людей к природе, людей с людьми и к самим себе.

Духовная культура в жизни общества приходит через процесс освоения норм и ценностей предшествующих поколений человечества, соблюдения и появления новых духовных ценностей, которые играют большую роль в социальной деятельности по освоению и изменению мира, служат неким компасом в данном процессе.

Основной целью духовной культуры является формирование в интересах общества определенного типа человеческой личности, в контроле поведения человека при его взаимоотношении с себе подобными, урегулирование отношений человека с природой и окружающим его миром.

Другим аспектом духовной культуры является формирование познавательных способностей человека. Духовная культура человечества находит отражении общественного сознания и обогащении, освоения мира духовных ценностей.
Предметом труда в духовной культуре считаются не только природа и её вещества, но и общественный прогресс, деятельность людей и человеческое мышление. Довольно своеобразен и субъект духовного производства, а также орудия деятельности человека. В обществе формируется отдельный контингент профессионалов, которые заняты созданием и развитием духовных ценностей. В большинстве это интеллигенция. Но создание духовных ценностей и духовная культура не могут формироваться вне народа, который является основным создателем и потребителем. Таким образом, можно сказать, духовная культура развивается только в привязке с народом. Лучшие образцы духовного развития получают определенную социальную оценку и входят в фонд духовной культуры человечества или отдельного социума, становясь тем самым достоянием общественности. Потребляя духовные ценности, человек становится личностью, выступая при этом как объект, и как субъект духовного производства.

Влияние искусства на духовное совершенствование человека:

Влияние искусства на духовное совершенствование человека. Человек, считающий себя культурным, постоян­но повышает свой уровень, проявляет высокую созна­тельность в труде, знакомится с достижениями мировой литературы и искусства, в свободное время читает, посещает выставки, музеи, театры, слушает музыку. Пожалуй, нет такого человека, на которого искусство не оказывало бы влияния. Нужно только научиться воспри­нимать его. Иногда мы даже стараемся быть похожими на персонажи художественных произведений. Отношение к искусству зависит также от общественной среды, т. е. материального и социального положения людей. Настоящее произведение искусства может покорить всех -^и сельского труженика, и рабочего, и ученого, и бизнесмена. Искус­ство- универсальное всенародное достояние, его влияние на развитие общества огромно.

Искусство дает человеку эстетическое наслаждение, заставляет почувствовать красоту, наполняет жизнь радостью и добром. Содержательные и мастерски созданные произведения, являясь источником новых знаний, в то же время обогащают духовный мир человека.

Литературные произведения знакомят нас с неизве­стными сторонами жизни, мыслями и чувствами людей определенной эпохи. Музыка своей красотой дарит эмоциональный подъем, поднимает настроение, рождает новые чувства. Большое значение имеют знания о жизни народа, передаваемые через произведения искусства. Эти знания отличаются большей художественностью по сравнению с теми знаниями, что мы находим в трудах историков, экономистов, политиков и юристов. Искусство раскрывает мысли, чувства человека, помогает нам познать самих себя, открыть какие-то новые качества, особенности. Человек и его жизнь, борьба, мысли и чувства, общественные отношения - главное для искус­ства. В образах настоящего художника различимы характер, поведение и взгляды на жизнь, нравственные качества, моральный облик героя. В произведениях искусства можно найти как положительные, так и отрицательные образы: у первых стараемся учиться, вторых избегаем. Персонажи, созданные великими мастерами, по своим нравственным качествам, поведению бывают очень похожи на современников. Эти типичные образы всегда интересны для нас своей много­сторонностью, чертами характера.

План урока:

    Основные значения понятия «религия»

    Виды религии

    Структура религии

    Функции религии

    Буддизм

    Ислам

    Христианство

    Атеизм

    Тест «Религия»

Подготовительная работа: Подготовка учащимися дополнительно дома. Ученики готовят сообщения и материалы по теме «Мировые религии»: буддизм, ислам и христианство.

Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

1. Первый пункт плана

Учитель: А давайтеподберем слова, которые подходят к пониманию слова «религия».

(ответы детей: секта, вера, бог, душа, крест и т.д.)

Учитель . Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок ты­сяч лет назад. Большое значение религия имеет и в наше время.

Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «мнение»). Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.

Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».

Попробуйте самостоятельно определить смысл слова «религия», опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом).

Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия?

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в тетради).

Исторические формы развития религии.

    Племенные Что мы о них знаем?

    Национальные

Перечислите мировые религии

Христианство (сообщение)

Ислам (сообщение)

Буддизм (сообщение)

3. Функции религии.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих?

Учитель: следующий вопрос к третьему пункту плана.

Обратите внимание на христианские заповеди. Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

(ответ подходит 1,2 функция: регулирующая и воспитательная)

Религиозные организации и объединения

1.Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят:

Организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

2. Церковь

Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.

3. Организация

4. Секта возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации.

Для секты характерны:

    Замкнутость,

    Обособленность,

    Претензии на исключительность своей роли,

    Абсолютная нетерпимость к инакомыслию

Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

    Свобода вероисповедания– право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного- богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

IV. Заключение

Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?
- Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать?

V. Домашнее задание: § 21, таблица

Архаичные религии

Мировые религии

Общие черты:

Общие черты:

религия (лат. relegere)ОБРЯДЫ «относиться с особым МОЛИТВА ВЕРА почтением» религия (лат. глагол religare)МНЕНИЯ «связывать» , «соединять» Особенности религиозной Смысл слова «религия» Роль религии в жизни общества ранние веры национальные мировые Формы религий Свобода совести, свобода вероисповедания Религиозные организации и объединения ЦЕРКОВЬ СЕКТА право самостоятельно выбирать религию атеизм

Рели гия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Другие определения религии: одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам Стр 76, документ

ВЕРА – личностное, эмоциональное отношение человека К какой-то информации, которую он готов признать истинной (или ложной) без доказательств и обоснований. РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА – связывается с убеждением в наличии Неких сверхъестественных сил, влияющих в той или иной мере На судьбу человека, жизнь общества ОБРЯДЫ – определённые действия, каждый элемент которых наполнен религиозным смыслом и отражает основополагающие идеи религии МОЛИТВА – непосредственное словесное обращение человека к Богу

♦ компенсаторная или «терапевтическая» - смягчение социальных и личностных проблем, переключение негативных психологических состояний на позитивные; ♦ мировоззренческая - формирование определенного целостного воззрения на мир; ♦ культуротранслирующая - передача от поколения к поколению культурных ценностей, традиций, обычаев, произведений искусства; ♦ регулятивная - упорядочивание отношений в обществе; ♦ коммуникативная - создание среды общения; ♦ легитимирующая - узаконивание некоторых общественных порядков; ♦ интеграционно-дезинтеграционная - объединение единоверцев и разделение людей, исповедующих разные религии.

Объединение последователей религиозного вероучения, совместно проводящих вероучения. Разделяет духовенство и мирян. Вырабатывает систему вероучений и обрядов Религиозная группа, отделившаяся от основного религиозного направления. Численность участников ограниченна, отсутствует деление на мирян и духовенства, провозглашаются идеи равенства. Претензии на исключительность её религиозных установок. Жёсткий контроль жизни своих приверженцев.

Конституция РФ. Статья 28 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. все религии в РФ равноправны, отсутствует официальная, государственная религия государство гарантирует верующим возможность свободно отправлять свой культ церковь отделена от государства закон предусматривает равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования

Фетишизм вера в сверхъестественную силу материальных предметов Магия вера в сверхъестественные связи между естественными объектами и явлениями Тотемизм вера в существование сверхъестественной связи между человеческим родом и животным или растением анимизм вера в существование души, духов

Буддизм VI-V в. в. до н. э. Христианство I век н. э. Ислам VII век н. э.

Казахстан - светское государство. Каким должен быть образ светского верующего? Должен ли он чтить и уважать традиции и обычаи своего народа, какова взаимосвязь между религией и историей казахского народа? Об этом и другом читайте в материале Центра исследования проблем религий акимата г. Астаны, сообщает Zakon.kz .

Какими должны быть верующие граждане светского государства?

Светскость и духовность не противоречит друг другу, понятие светскость - это форма управления государством, а духовность - составляющее религии. В светском государстве могут быть различные религиозные течения, единственное правило для них в светском государстве - чтобы все граждане следовали закону, были равны перед ним. Светскость не является идеологией, светскость является формой правления. Образ светского верующего гражданина это, прежде всего, законопослушный гражданин, чтящий, хранящий традиции, обычаи своего народа и имеющий отрицательное отношение к радикальной деструктивной религиозной идеологии.

В чем причина существования традиционных и нетрадиционных религиозных организаций, каковы принципы определения правильного от неправильного?

Понятие традиционное и нетрадиционное религиозное течение - это условное обозначение. Говоря о традиционной религиозной принадлежности, мы исходим из исторической преемственности, а о нетрадиционной - исходя из того, насколько данное течение является для нас относительно новым. Нетрадиционное религиозное течение может быть абсолютно безопасным и вполне нормальным явлением, если является официально признанным на территории Казахстана, не имеющим деструктивного содержания и влияния в своей идеологии, последователи которого являются законопослушными гражданами нашей страны.

Каковы признаки деструктивных религиозных организаций?

Нужно понимать, здесь важны признаки не визуального характера, а признаки, имеющиеся в самой идеологии. Основные признаки деструктивной идеологии религиозных течений это частое употребление таких понятий как «такфир», «тагут», «кафир», «джахилия», «джихад» в диверсионной форме. Если в религиозной организации чувствуются признаки гипноза, потребления наркотических средств (что является одним из частых явлений), если организация выстроена в пирамидальной иерархической форме, имеющая элементы конспирации, то можно полагать, что данная религиозная организация является потенциально радикальной, экстремистской, деструктивной, псевдорелигиозной.

Как обезопасить себя от деструктивных религиозных течений?

Обезопасить себя можно религиозной грамотностью, знанием своей истории и культуры. Многие воспринимают религиозные учения как за буквальные призывы. В религии очень много принципов, это основные понятия, как быть, например, морально-нравственным человеком, порядочным, честным и т.д. Также необходимо отслеживать поправки в законодательство, поскольку юридические нюансы находятся в постоянном, динамичном совершенствовании и очень важно быть юридически осведомленным.

Какова взаимосвязь между религией и традициями казахского народа?

Религия для казахстанца - этническая идентичность, религия и традиции взаимодополняющие друг друга, не противоречащие друг другу составляющие. Верующие граждане, придерживающиеся народных традиций, чтут национальное, историческое достояние, а религия больше относится к духовным принципам, придерживаясь которых верующие граждане чтут духовное достояние. Религия и традиции очень плотно переплетены, в первую очередь, имея единый фундамент в морально-нравственных ценностях.

Является ли нарушением Конституции запрет на ношение хиджаба в школах?

Требования к школьной форме, запрещающие ношение хиджаба, связаны с тем, что любая атрибутика, символ, элемент так или иначе подразумевают под собой пропаганду вероучения, к которому они относятся. Поэтому такие требования обеспечивают равенство всех религий перед законом, принципы светскости и не допускают преимущества какой-либо из религий. Поэтому запрет ношения хиджаба в школах не нарушает Конституцию РК.

Некоторые женщины-мусульманки полностью покрывают себя черным одеянием, тщательно скрывая части тела. Что по этому поводу говорится в исламе?

Хиджаб не является униформой, по исламу необходимо скрывать те части тела, которые называются «ауратом», но каким цветом, какой формы, каким национальным одеянием - не указывается. Это опять-таки принцип, а принципы важно понимать, а не воспринимать буквально. По исламу женщина должна быть одета скромно, опрятно, без вызывающих элементов, демонстрирующих интимные части тела. Это может быть любое национальное одеяние, если оно скрывает основные части тела, не привлекает к себе пристального мужского взора.

В чем особенность придерженности и непридерженности мазхаба?

Мазхаб это готовая форма правильного понимания ислама. Понять это можно на простом примере. Допустим, человек заболел и идет в поле за лечебной травой, но не знает, какое это именно растение, как его собирать, готовить, пить, в какой дозировке и так далее. Здесь есть опасность отравиться, поэтому мы обращаемся в больницы, ходим к врачам и в аптеки. Также и с мазхабом. Очень важно придерживаться мазхаба, т.к. это наиболее безопасная, правильная информации и ее трактовка удерживает нас от заблуждений и ошибок.

Что говорится в шариате о ношении укороченных брюк и бороды?

Во времена Пророка Мухаммада у арабов имелось одеяние (изаар), которое волочилось по земле, и чем оно было длиннее, тем больше подчеркивалось положение человека в обществе. Это было неким проявлением высокомерия. Важно понимать сам принцип: укороченные до щиколотки брюки были проявлением скромности, воспитанием кротости и смирения. Другой немаловажный фактор - подобные укороченные одеяния не пачкаются внизу и тем самым обеспечивают чистоту и личную гигиену. Также и борода, она должна быть аккуратной, опрятной, в том числе в связи с личной гигиеной.

Каково законодательство и юридическая ответственность использование и распространение запрещенной религиозной литературы?

Закон Республики Казахстан запрещает пользоваться и распространять религиозную литературу, запрещенную на территории страны, в т.ч. в социальных сетях. Со списком запрещенной религиозной литературы можно ознакомиться на официальном сайте правовой статистики РК. Согласно статьи 453 КоАП РК (изготовление, хранение, ввоз, перевозка и распространение не территории Республики Казахстан продукции, средств массовой информации…») за распространение запрещенной литературы грозит штраф, а согласно статьи 174 УК РК (возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни) - лишение свободы.

Проверь себя

1. Что такое религия?

2. Что характерно для религиозной веры?

3. Каково значение религии в жизни общества?

4. Перечисли и кратко охарактеризуй основные виды религиозных организаций.

5. В чем заключается принцип свободы совести? Как он реализован в нашей стране?

В классе и дома

1. Составь (краткое сообщение об основных идеях и символах на и более распространенных в твоем регионе религий.

2. Представь, что твой знакомый обратился к тебе за советом в вопросе выбора религии. Какие аргументы в обоснование осторожности в этом вопросе ты мог бы привести? На какие элементы религий посоветовал бы обратить особое внимание?

3. Посетители одного из интернет-сайтов обсуждали статью журналиста о том. иго религия с ее чудесами и сверхъестественными силами уводит молодых людей от изучения физики , биологии и других естественных наук. Вырази и аргументируй свое отношений к мнению журналиста.

4. Писатель В. Набоков сказал: «К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники». Как ты понимаешь эти слова?

Говорят мудрые

«Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе».

Т. Харди (1840-1928), английский писатель

Обществознание . 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая. Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, нзд-во «Просвещение».- М. : Просвещение, 2010.- 223 с.- (Академический школьный учебник)

© 2024 inethealth.ru -- Медицинский портал - Inethealth