Как посчитать налоговую нагрузку. Налоговая нагрузка: формула расчета

Главная / Симптомы

Нормативные акты, разъясняющие термин «налоговая нагрузка»

Чтобы разобраться в содержании понятия «налоговая нагрузка», в частности , надо обратиться к следующим законодательным актам:

    Приказу ФНС России «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Документ содержит приложение 3, в котором дается расшифровка приемлемого размера налоговой нагрузки в зависимости от видов деятельности, осуществляемой компаниями за прошедший год. Согласно приказу ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@ информация в указанном приложении обновляется ежегодно не позднее 5 мая. Указанные данные есть на интернет-ресурсе ФНС по адресу https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/ .

    Письму ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, в котором приведен алгоритм определения значения налоговой нагрузки в разрезе режимов налогообложения и видов налогов.

Знакомство с этими документами не оставляет сомнений в том, что описываемый в них показатель является одним из ключевых при утверждении плана проверок. В приказе № ММ-3-06/333@ налоговая нагрузка стоит на первой позиции, как основное условие для принятия решения об инспектировании предприятия. В письме № АС-4-2/12722 четко определяется уровень, при котором проверка общества или индивидуального предпринимателя крайне желательна и, скорее всего, будет проведена. Кроме того, документ содержит очень подробное описание сущности показателя налоговой нагрузки.

Определение налоговой нагрузки

При рассмотрении понятия налоговой нагрузки и последовательности ее расчета нетрудно прийти к выводу, что оно схоже с термином «налоговое бремя». Хотя в законодательстве последний никак не закреплен, в экономической литературе, в частности Современном экономическом словаре, выпущенном издательством «ИНФРА-М», приведены следующие определения. Налоговое бремя - это:

    уровень расходов компании на облуживание налоговых обязательств, определяемый в процентах или долях от выбранного для сравнения показателя;

    общая сумма взимаемых в бюджет государства обязательных налоговых платежей, рассчитанная в денежном выражении.

Налоговое ведомство использовало для работы первую трактовку понятия , и это нашло отражение в обоих документах. В них под понятием налоговой нагрузки подразумевается удельный вес налогов в соответствующей базе за определенный временной промежуток, отражающий их влияние на конечный финансовый результат работы компании.

В зависимости от экономической иерархии налоговая нагрузка рассчитывается:

    для страны или ее территориальных образований;

    отрасли народного хозяйства;

    объединения компаний с одним направлением деятельности;

    обособленного предприятия;

    конкретного гражданина или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

В качестве сравнительной базы для расчета применяются следующие показатели:

    объем продаж (с НДС или без);

    налоговая база, с которой взимается тот или иной налог;

    добавленная стоимость;

    прогнозные показатели доходов и прибыли.

Как аналитический показатель налоговая нагрузка тесно связана с категорией «эффективная ставка налога», которая отражает фактический процентный уровень налога в составе налогооблагаемой базы. Обратившись к содержанию письма № АС-4-2/12722, несложно установить, что именно данная категория понимается под налоговой нагрузкой.

Пользователи информации о налоговой нагрузке

Показатель налоговой нагрузки может представлять интерес для различных субъектов экономики в зависимости от их роли в хозяйственном процессе и цели его применения:

    для государственных структур, регулирующих экономические процессы в стране, - с точки зрения построения экономических прогнозов и последующего анализа результатов, принятия стратегических решений;

    для налоговых структур нагрузка рассчитывается в интересах планирования проверок и улучшения системы администрирования, оптимизации фискальной политики;

    организации и предприниматели используют данные об уровне налогообложения для оценки результатов своей деятельности и определения вероятности проведения в их отношении процедур налогового контроля.

Налоговая служба России в приказе № ММ-3-06/333@ предложила компаниям неплохой стимул к тому, чтобы они сами определяли уровень налоговой нагрузки, указав на то, что для надзорных органов это один из базовых критериев.

Сохраняя размер налоговых отчислений в пределах средних значений по отрасли, организации смогут:

    повысить свои шансы избежать выездных проверок со стороны инспекции;

    построить конструктивные взаимоотношения с налоговыми органами, повысить лояльность их сотрудников.

Подобные выгоды должны побудить предпринимателей подробнее ознакомиться с текстами документов о порядке расчета налоговой нагрузки. В ходе анализа показателей собственной деятельности компании могут обнаружить некоторые выгодные для себя моменты:

    размер возможных резервов для оптимизации налогообложения, улучшения своих финансовых показателей;

    дополнительные аргументы для перехода на тот или иной налоговый режим, более выгодный с экономической точки зрения;

    дополнительную информацию для построения долгосрочных перспективных прогнозов.

Последовательность расчета

Методические указания по исчислению уровня налоговой нагрузки даны в приведенных ранее нормативных актах:

    В приказе № ММ-3-06/333@ авторы ограничились общей формулой определения комплексной налоговой нагрузки, которая, несмотря на свою универсальность, не всегда позволяет произвести доскональную оценку всех обязательств перед бюджетом.

    В письме № АС-4-2/12722 приведены детализированные алгоритмы расчета для нескольких видов налогов в зависимости от применяемой для сравнения базы.

В первом документе предлагается производить расчет по формуле:

Нн = Сн / Вг × 100%,

где: Нн - показатель общей налоговой нагрузки по итогам года;

Сн - сумма начисленных налогов по декларациям за год, не включающая социальные взносы;

Вг - выручка по строке 2110 отчета о финансовых результатах без НДС и акцизов.

Исключение из знаменателя формулы взносов во внебюджетные фонды законодатели объясняют тем, что они не входят в состав платежей, которые регламентируются НК РФ. В связи с чем, по мнению авторов документа, их можно не учитывать.

В письме № АС-4-2/12722 предлагается более широкий перечень инструментов для определения налоговой нагрузки в зависимости от вида налога:

НагП = НалП / (Вг + Вд),

где: НагП - показатель налоговой нагрузки по налогу на прибыль ;

Вг - выручка по данным декларации (строка 010 листа 02);

Вд - доходы от внереализационных операций по декларации (строка 020 листа 02).

    Для определения аналогичного показателя по НДС предлагаются 2 варианта, отличающиеся значением знаменателя формулы:

    • В первом случае:

НагНДС = НалНДС / Б1,

Б1 – база для налогообложения по разделу 3 налоговой декларации.

    Во втором случае:

НагНДС = НалНДС / (Б1 + Б2),

НалНДС - сумма НДС к оплате за год;

    Несколько отличается порядок расчетов для предпринимателей и организаций, находящихся на специальных налоговых режимах. В частности, для ИП существует следующий способ:

НагИП = ПН / Д,

ПН - сумма подоходного налога за период (НДФЛ);

Д - совокупный доход, определяемый по форме 3-НДФЛ.

    При упрощенке алгоритм примет другой вид:

НагУ = НалУ / Д,

где: НагУ - уровень нагрузки на организацию, применяющую УСН;

НалУ - общая сумма налога по декларации;

    Сельскохозяйственные предприятия на едином налоге рассчитают нагрузку следующим образом:

НагСН = НалСХ / Д,

НалСХ - размер единого сельскохозяйственного налога по декларации;

Д - итоговый доход по данным декларации.

    Для общего режима налогообложения применяется следующая последовательность вычислений:

НагОС = (НалП + НалНДС) / В,

где: НагОС - уровень сводной налоговой нагрузки для предприятий на общей системе налогообложения;

НалП - годовая сумма налога на прибыль по декларации (строка 180 листа 02);

НалНДС - сумма НДС к оплате за год;

В - выручка по строке 2110 отчета о финансовых результатах без НДС и акцизов.

Организациям следует учитывать, что при расчете нагрузки для различных режимов налогообложения в ситуации, когда помимо указанных налогов начисляются и уплачиваются другие их виды, суммы по ним также включаются в знаменатель формулы и участвуют в расчете. Исключение составляет только НДФЛ, который не включается в расчет, поскольку взимается с доходов работника. Напомним, что НДФЛ учитывается при расчете только совокупной налоговой нагрузки.

Внимательно изучив методику расчета для НДС, нужно обратить внимание на то, что в нем не участвует сумма НДС налогового агента, поскольку она не включается в итог, начисленный к уплате и отражаемый в декларации.

Результат всех расчетов получается в процентах, поэтому к каждой формуле необходимо добавить действие по умножению на 100%.

Приведенные варианты определения налоговой нагрузки хотя и отличаются в зависимости от вида налога и размера компании, тем не менее могут применяться на практике и в достаточной мере отражают экономическое содержание рассматриваемого понятия.

Критерии оценки налоговой нагрузки

Несмотря на то что приведенные выше алгоритмы действовали в 2015 году, они остаются актуальными и в 2016-м. Есть ряд моментов, на которые компаниям, принявшим решение самостоятельно рассчитывать налоговую нагрузку и оценивать потенциальную угрозу проведения выездной проверки, следует обращать пристальное внимание. Так, необходимо:

    в обязательном порядке сравнить полученный суммарный уровень изучаемого показателя со средним для аналогичной отрасли уровнем 2014 года, указанным в приложении 3 к приказу № ММ-3-06/333;

    при определении налоговой нагрузки по налогу на прибыль учитывать пороговые значения (для производственных предприятий - не ниже 3%, для компаний, занимающихся торговлей, - не ниже 1%);

    уделять большое внимание доле, которую занимает сумма НДС к уменьшению в объеме налоговой базы (желательно, чтобы она не превышала 89%).

В случае обнаружения значительного расхождения с приведенными соотношениями нужно обязательно перепроверить все вычисления. Устранив возможные неточности, перепроверить все еще раз. Убедившись, что расчеты верны, а полученный уровень налоговой нагрузки отклоняется от рекомендованных значений, руководителям финансовых служб стоит подумать над доводами, которые им придется приводить в инспекции для объяснения полученных результатов. В качестве таковых могут быть:

    спад объемов продаж в связи с временными трудностями в экономике;

    некорректно определенный ОКВЭД;

    рост цен на материалы и комплектующие, используемые при производстве и реализации товаров или оказании услуг;

    масштабные капитальные вложения или участие в инвестиционных проектах;

    увеличение объемов запаса товаров в связи с возможными перебоями в поставках или в результате падения спроса;

    существенный объем реализации за пределы России.

***

Проанализировав содержание документов о налоговой нагрузке, несложно заметить, что практически все формулы для расчета связаны с делением налога или нескольких на базу сравнения. В качестве нее может выступать налогооблагаемая база или выручка компании. При этом в ее состав могут входить поступления как от основной деятельности, так и от внереализационных операций. Налоги с оборотов (НДС, акцизы) при этом из выручки исключаются.

По результатам исследования уровня налоговой нагрузки компании могут прогнозировать возможность проведения выездной налоговой проверки в ближайшее время, а также использовать полученные пропорции при построении бюджетов.

Каждый предприниматель, стремясь увеличить свою выручку, ощущает давление налогового бремени. И желание сделать его как можно менее существенным вполне понятно. Но, применяя разные способы снижения налоговой нагрузки, стоит помнить, что ее величина не должна быть слишком низкой, так как это будет означать, что предприниматель нарушил НЗ, а это чревато налоговыми проверками. Конечно, причиной низкого налога может стать и неправильно рассчитанная налоговая нагрузка, формула расчета даже сейчас не всем предпринимателям известна.

Налоги являются основными источниками дохода государства. Поэтому одной из важных задач для государства является создание максимально благоприятных условий для развития бизнеса и контроль за уплатой налоговых средств.

Кто должен знать о ее величине

Расчет налоговой нагрузки носит аналитический характер. Хотя стоит заметить, что получаемая вследствие расчетов величина каждым пользователем используется для разных целей. Интересует чаще всего налоговая нагрузка ФНС и предпринимателя. Так, при ознакомлении с налоговым бременем налоговики в первую очередь обращают внимание на соответствие ее имеющимся средним показателям по отрасли.

Но если даже при самом неудачном квартальном периоде налоговиками будет выявлено снижение налогового бремени до критического минимума, это станет серьезным поводом для проверки предприятия. Предпринимателю также очень важно знать, как рассчитать налоговую нагрузку, ведь это позволяет выявить возможные пути к снижению налогооблагаемой базы с применением законных способов.

Действующие нормативы

Несмотря на то, что базу для обложения налога выбирает предприниматель сам, он должен помнить, что применение неправомерных мер для снижения рассчитываемого налога либо искусственное его занижение приблизит день, когда налоговики решат прийти с проверкой. И в первую очередь, будет подлежать проверке используемая для расчета налога величина дохода.

Независимо от того, каким способом будет осуществляться расчет налогового бремени, основной суммой для расчета будет является сформированная предпринимателем налогооблагаемая база.

Для каждой отрасли имеется своя величина нагрузки, и она всегда берется во внимание во время налоговых проверок. Так, для сельскохозяйственных предприятий она составляет 2,9 коэффициент. Существенно выше среднеотраслевый норматив у горнодобывающего производства, он составляет 35,2. У рыболовецкого всего 7,1, чуть выше у предприятий, чья деятельность связана с обрабатыванием отраслей, для них действующий среднеотраслевый норматив составляет всего 7,5. Для предприятий, занимающихся топливодобычей, коэффициент составляет 39. Для предприятий издательского бизнеса утвержден коэффициент 13,6.

Так как указанные показатели имеют пусть и косвенную, но все же связь с начисляемой прибылью, они требуют к себе определенного внимания предпринимателей.

Формула расчета

В проведении процедуры расчета применяются два направления. Одним из них является структура налогов, которые подлежат уплате предприятием и используются в соотношении в процедуре расчета. Вторым направлением является средний показатель. Он необходим для сверки обязательного отчисления. Для процедуры расчета существует два способа. Предложенная Минфином формула состоит из таких элементов:

НН=(Нсум/(В+Вд)) х 100%.

Расшифровка формулы достаточно проста. НН обозначает нагрузку. Соединяемые В и Вд являются доходами, где В — это суммы, получаемые от реализации, а Вд — доход, получаемый от внереализационной деятельности. Проводя расчеты таким методом, стоит помнить, что этот способ не дает возможности выяснить уровень зависимости величины налогового бремени от используемых видов налогов. Но она позволяет выяснить величину налогоемкости на реализованную либо выпущенную продукцию. Хотя полученная величина и тут не дает четкого понимания величины нагрузки.

В другом способе используется сумма налогов и сборов, которые были фактически перечислены в бюджет, умножается на величину имеющегося по этим показателям долга. То есть по факту происходит использование суммы, которая была начислена к платежу. При этом в сумму налогов не надо вносить НДФЛ, так как этот вид налога не оплачивается предприятием, он им просто перечисляется. Включены в сумму должны быть также и платежи, несущие косвенный характер.

Дело в том, что эти суммы влияют на экономику предприятия. Эта методика расчета дает возможность выяснить не только абсолютную величину бремени, но и относительную. Как посчитать налоговую нагрузку предприятия, решать лично его руководителю.

Помимо этих двух способов, существуют и другие, позволяющие высчитать налоговую нагрузку. Каждый из них дает возможность получить нужную информацию для анализа налоговой нагрузки предприятия, от которого часто зависит дальнейшее применение выбранной налоговой системы налогообложения.

Будут ли у налоговиков вопросы, что налог на прибыль маленький?

Налоговая инспекция проверяет налоговую нагрузку компаний по отраслям. В расчет общей налоговой нагрузки входят: НДС, Налог на прибыль, Налог на имущество и НДФЛ. Надо ли включать с 1 января 2017 года в расчет налоговой нагрузки страховые взносы, которые мы уплачиваем в ИФНС? И второй вопрос: есть ли какой-то норматив по налоговой нагрузке по налогу на прибыль? У нас получается, что налог на прибыль маленький - 1,5% от доходов, а общая налоговая нагрузка даже выше, чем по отрасли за счет НДС, т.к. у нас большая доля "безНДСных" расходов (по нашей отрасли налоговая нагрузка - 17,2%, а у нас- 23%).

Нет, пока взносы учитывать не надо.

При подготовке отчетности за 2016 год ориентируйтесь на показатели налоговой нагрузки за 2015 год. Эти показатели ФНС определяла без учета взносов, ведь на тот момент их администрировали фонды.

В дальнейшем ФНС скорее всего включит взносы в расчет налоговой нагрузки. Впервые это будет возможно в 2018 году, когда появятся данные за 2017 год.

Низкий уровень налоговой нагрузки по налогу на прибыль является основанием для отбора налогоплательщика на комиссию.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), понимается нагрузка, составляющая менее 3 процентов. Для организаций, осуществляющих торговую деятельность, под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль понимается нагрузка, составляющая менее 1 процента.

Обоснование

О новых взносах и налоговой нагрузке

ГЛАВБУХ: Сергей Александрович, как теперь считать налоговую нагрузку — со страховыми взносами или без них?

СЕРГЕЙ ТАРАКАНОВ: Взносы пока учитывать не надо. При подготовке отчетности за 2016 год ориентируйтесь на показатели налоговой нагрузки за 2015 год. Эти показатели ФНС определяла без учета взносов, ведь на тот момент их администрировали фонды.*

Когда появятся показатели налоговой нагрузки за 2016 год?

В апреле мы обновим нагрузку с учетом статистики за 2016 год. Новые показатели мы также рассчитаем без учета взносов, поэтому компаниям тоже не надо брать их в расчет налоговой нагрузки в течение 2017 года.

А в будущем расчет нагрузки изменится в связи с передачей взносов в ФНС?

Да, ФНС скорее всего включит взносы в расчет налоговой нагрузки. Впервые это будет возможно в 2018 году, когда появятся данные за 2017 год. Это соответствует международной практике. В других странах налоговую нагрузку тоже рассчитывают с учетом страховых взносов. Таким образом, впервые ориентироваться на налоговую нагрузку, включающую взносы, компании будут только при подготовке отчетности за I квартал 2018 года.*

<…>

Новая безопасная налоговая нагрузка и рентабельность вашей компании

Уровень вашей налоговой нагрузки должен быть не ниже среднеотраслевого показателя (п. 1 приложения № 2 к приказу ФНС № ММ-3-06 /333). Но на практике минимальные отклонения в несколько десятых процента не считаются существенными.*

Включите в расчет все налоги, которые компания платит как налогоплательщик, — НДС, налог на прибыль, на имущество и т. д. Также возьмите в расчет НДФЛ, несмотря на то, что платите его как агент и фактически это налог физлица, а не компании. Как мы выяснили в ФНС, проверяющие считают налоговую нагрузку компании с учетом и этих поступлений тоже. Аргумент в том, что налоговую базу по НДФЛ формирует сама компания, а не люди, получающие от нее доход. Значит, компания и отвечает за то, чтобы налог своевременно попал в бюджет. К тому же вам даже выгодно учитывать в расчете НДФЛ. За счет него налоговая нагрузка становится выше, а вот риск претензий налоговиков, наоборот, снижается. Страховые взносы же в расчет нагрузки не включайте.

ООО «Мир» работает в сфере текстильного производства. В 2015 году оно получило выручку в размере 150 млн руб. (без НДС). За этот же период в бюджет уплатили:

— налог на прибыль — 10,2 млн руб.;

— НДС — 25,3 млн руб.;

— налог на имущество — 1,3 млн руб.;

— НДФЛ — 2,5 млн руб.

Общая сумма перечисленных налогов за 2015 год составила 39,3 млн руб. (10 200 000 + 25 300 000 + 1 300 000 + 2 500 000). Налоговая нагрузка за 2015 год с учетом агентского НДФЛ составила 26,2 процента (39 300 000: 150 000 000? х 100%). Этот показатель выше среднего (26,2% >7,8%). Значит, у проверяющих не будет претензий к налоговой нагрузке компании.

<…>

Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы»

<…>

Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссиях

Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется на основании списков, формирование которых проводится путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, с учетом особенностей исчисления и уплаты налогов, в случае, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и др.*

<…>

- Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций,* акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, единому сельскохозяйственному налогу, НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.
Так, например, налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль к сумме строк 010 и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) за соответствующий отчетный (налоговый) период. Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), понимается нагрузка, составляющая менее 3 процентов. Для организаций, осуществляющих торговую деятельность, под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль понимается нагрузка, составляющая менее 1 процента.*

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность на территории России с целью извлечения прибыли, обязаны уплачивать налоги в доход государства.

Эти поступления являются основным финансовым инструментом страны для осуществления свойственных ей функций. Поэтому ею должны быть созданы как условия для обеспечения успешной работы предприятий, так и организован контроль за уплатой ими назначенных налоговых отчислений.

Что это такое

Одним из основных показателей, характеризующих финансовое состояние организации, является величина налоговой нагрузки на неё . Этот показатель определяется на основании бухгалтерской отчетности налогоплательщика.

Величина нагрузки определяется как сумма уплаченных налогов в совокупности, отнесенная к бухгалтерской выручке предприятия за отчетный период.

Общепринятым является также термин, определяющий этот показатель как «налоговое бремя».

В различных методиках расчета налогового обременения юридических лиц и ИП исключается налог на доходы физических лиц , поскольку в данном случае уплата НДФЛ производится из суммы заработной платы, уже включенной в состав затрат компании. В данном случае налогоплательщик выступает как агент, выполняющий функцию перечисления средств.

Назначение расчета нагрузки

Сама по себе оценка этого показателя носит аналитический характер, при этом различные его пользователи применяют такие данные по разному:

  • для органов ФНС его значительное отклонение от среднего показателя по отрасли является поводом для , чтобы выяснить природу нетипичного явления;
  • для руководителя предприятия анализ дает импульс для определенных действий в части снижения налогооблагаемой базы законными способами, ведь целью его существования как юр. лица является извлечение прибыли.

Существующие нормативы

Формирование налогооблагаемой базы – прерогатива руководства организации, а базой для такого решения является Налоговый Кодекс РФ .

Искусственное и неправомерное занижение этого показателя влечет за собой серьезную ответственность как для предприятия, так и лично для его руководителя.

Размер налогооблагаемой базы используется при начислении налога на прибыль. Данный показатель всегда проверяется при производстве проверок налоговой инспекцией. При исчислении налогового обременения он применяется при любом способе расчета.

Одним из важных показателей эффективности деятельности предприятия является также его рентабельность.

Величина налоговой нагрузки, как относительный показатель, настолько важна, что нормируется государством в качестве статистического показателя. Показатели этой величины утверждаются законодательно как оценочная категория, различная для отдельных отраслей. Так, на текущий год действуют следующие среднеотраслевые нормативы:

  1. Сельскохозяйственные предприятия – 2,9.
  2. Рыболовецкие – 7,1.
  3. Горнодобывающие производства – 35,2.
  4. Топливодобыча – 39,0.
  5. Предприятия обрабатывающих отраслей – 7,5.
  6. Предприятия издательского бизнеса – 13,6.

Поскольку такие показатели являются косвенно формирующими прибыль компании, они достойны самого пристального внимания со стороны руководства.

Как ее правильно посчитать

В основном при расчете применяется два основных направления:

  • по структуре налогов, уплачиваемых предприятием и включаемых в соотношение для расчета;
  • по показателю, с которым сравниваются эти обязательные отчисления.

Способ №1

В соответствии с формулой, предложенной Минфином, по которой итог суммы всех уплаченных налогов относится к полной выручке предприятия от реализации основных товаров и услуг в сумме с внереализационными доходами:

НН = (Нсум / (В + Вд)) * 100 %, где

  • Нсум – общая сумма уплаченных налогов;
  • В – выручка от реализации продукции;
  • Вд – внереализационные доходы.
  • Методика не определяет зависимость величины налогового обременения от структуры применяемых налогов, а указывает только на налогоемкость выпущенной и реализованной продукции, не давая реального понимания значимости нагрузки.

    Способ №2

    Следующий метод учитывает показатели:

    1. Сумму фактически уплаченных налогов и сборов увеличивают на величину задолженности по этим показателям. Фактически используется начисленная сумма к платежу.
    2. НДФЛ не включается, поскольку предприятие его не оплачивает, ограничиваясь простым перечислением.
    3. Величина платежей косвенного характера должна быть включена в общую сумму при расчете по причине значительного влияния на экономику организации.
    4. Полученная сумма обязательных платежей относится к создаваемой компанией в процессе работы новой стоимости товаров или услуг.

    По такой методике получают абсолютную и относительную величину налогового обременения. Абсолютная учитывает суммарный показатель всех обязательных платежей, включая налоги и взносы в различные фонды, и просчитывается с использованием такого соотношения:

    АНН = НП + ПФ + ДН, где

  • НП – сумма уплаченных налогов;
  • ПФ – сумма уплаченных сборов во внебюджетные фонды;
  • ДН – неоплаченные налоги в виде задолженности.
  • Этот показатель отражает реальную сумму расходов по уплате налогов, но не дает представления о величине налогового обременения.

    Если рассчитанный показатель соотнести с суммарным выпуском продукции предприятием в денежном выражении, будет получен показатель налоговой нагрузки, которая вычисляется как отношение абсолютной нагрузки к вновь созданной стоимости продукции. Таким образом, выражение для ее расчета будет выглядеть следующим образом:

    ВСС = ЗПл + НП + ПФ + П, где

    • ВСС – вновь созданная стоимость;
    • ЗПл – расходы на оплату труда персонала;
    • П – величина прибыли компании.

    ОНН = (АНН / ВСС) * 100%, где:

    При таком способе:

    • не учитывается влияние уплачиваемых налогов на величину произведенной стоимости;
    • в расчете показаны все обязательные платежи и недоимки по ним;
    • расчет объективен вне зависимости от размеров предприятия и его профильной или отраслевой принадлежности.

    Можно привести еще много способов расчета этого важнейшего показателя. Общим моментом и принципом построения всех методик является сравнение суммы обязательных отчислений с суммой выручки для их покрытия.

    Эти способы можно применять одновременно, поскольку они дают нужную степень детализации для анализа финансового состояния предприятия при достаточной достоверности.

    Методы снижения показателя

    Повышение собираемости налогов – важнейшая задача налоговой системы государства.

    Собственники предприятий ставят перед собой цели прямо противоположные, и это понятно – их главная задача заключается в повышении эффективности производства. Для этого есть два вида способов: законные и незаконные.

    К первым из них принадлежит налоговое планирование :

    1. Для оптимизации величины начисляемых налогов нужно четко знать законодательство и использовать все имеющиеся в нем нестыковки и пробелы для уменьшения налогового бремени.
    2. Максимальное использование предоставляемых государством льгот в части налогообложения. Например – использование труда инвалидов на производстве дает право получить определенные преференции.
    3. Если организация является участником ВЭД, нужно использовать любую возможность использования различий между законодательством внутренним и стран партнеров. В этом случае налоговые органы ни одного государства не смогут предъявить претензий.
    4. Нужно обратить внимание и грамотно использовать имеющиеся в государстве специальные налоговые режимы, где можно получить определенное преимущество в конкуренции.

    Если на предприятии величина налогового обременения составляет 25-30% , значит, налоговое планирование находится на хорошем уровне.

    Интересная практическая информация по снижению нагрузки представлена на следующем видео:

    служит для налоговиков критерием, ориентируясь на который, они решают, назначать или нет контрольные мероприятия. В статье пойдет речь о сути этого показателя и о том, как его рассчитать в условиях предприятия.

    Какие документы определяют содержание налоговой нагрузки

    Определить, что подразумевается под понятием «налоговая нагрузка», можно по следующим распоряжениям и разъяснительным документам:

    • Приказ ФНС РФ «Об утверждении Концепции…» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ - здесь определены принципы, на которых происходит планирование выездных контрольных мероприятий. В приложении 3 к этому приказу приводится список показателей нагрузки по сферам экономики отдельно и по РФ в суммарном выражении. Эти данные постоянно меняются, информация обновляется каждый год до 5 мая за счет сведений по прошлому году и доступна для налогоплательщиков на сайте ФНС.
    • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов…» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 - здесь определены структура и функции комиссий, создаваемых налоговиками для легализации налоговой базы, приводятся формулы, по которым производится расчет налоговой нагрузки по видам налогов и систем налогообложения.

    Налоговая нагрузка важна как для налоговой службы, так и для налогоплательщика. Об этом свидетельствуют следующие факты: этот показатель поставлен в приказе на первое место в числе критериев, использующихся для подбора объектов для налоговых проверок, а в письме указаны его значения, которые привлекают внимание налоговых инспекторов к работе организации или предпринимателя.

    В современном экономическом словаре есть несколько определений налоговой нагрузки. Из них к теме нашей статьи ближе то, которое определяет нагрузку как степень выделения денежных средств на налоги.

    То есть налоговая нагрузка в числовом выражении показывает, какова доля внесенных в бюджет налогов в выбранной экономической базе. Расчет ведется за конкретный период, что позволяет сделать оценку, как влияют уплаченные налоги на рентабельность бизнеса в конкретном временном отрезке.

    Расчет данного показателя ведется практически на всех уровнях экономической системы РФ, как то:

    • на государственном уровне;
    • на региональном;
    • по группе компаний, входящих в одну сферу экономики;
    • по отдельным предприятиям;
    • на уровне отдельного человека.

    В качестве экономической базы, от которой ведется расчет налоговой нагрузки, может выступать один из следующих показателей, взятый за определенный период:

    • выручка (с налогом на добавленную стоимость или без него);
    • доходы;
    • источник, за счет которого уплачивается налог (прибыль или расходы);
    • создаваемая стоимость;
    • предполагаемый доход или ожидаемая прибыль.

    Нагрузка по налогам имеет общие черты с эффективной ставкой налога, представляющей собой отношение начисленного налога к соответствующей налоговой базе. По сути, эффективная ставка - это не что иное, как налоговая нагрузка, рассчитанная по соответствующему налоговому платежу.

    Для каких целей определяется налоговая нагрузка

    Налоговая нагрузка, посчитанная для выбранной экономической базы, служит:

    • Для аналитической работы, составления планов и формирования прогнозов по ситуации в экономике. Потребителями данных здесь являются Минфин РФ, госорганы, занимающиеся экономическими вопросами на государственном и местном уровне.
    • Планирования контрольных мероприятий налоговыми органами.
    • Аналитической работы на уровне налогоплательщиков для оценки, насколько велик риск налоговых проверок и просто для определения правильности выбранного курса.

    Примечательно, что налоговая служба сама призывает к определению уровня нагрузки для того, чтобы привести показатель к среднему по отрасли значению. Если субъекту удастся добиться этой цели, то налоговики обещают с высокой вероятностью:

    • не включать его в график налоговых проверок;
    • установить режим наибольшего благоприятствования при обращении в налоговые органы.

    Помимо описанных возможностей налоговая нагрузка помогает предприятию:

    • понять, как снизить налоговое бремя;
    • выбрать наиболее подходящий налоговый режим для использующегося вида занятий;
    • сформировать реальный прогноз результативности работы в будущем.

    Как рассчитать налоговую нагрузку

    В обоих указанных выше документах разъясняется, какие формулы следует использовать, чтобы найти значение налоговой нагрузки:

    • в приказе № ММ-3-06/333@ приведена одна формула, которую надлежит использовать для нахождения совокупного значения нагрузки;
    • в письмо № АС-4-2/12722 налоговики включили несколько математических выражений, позволяющих рассчитывать нагрузку по системам налогообложения и по видам налоговых платежей.

    В приказе присутствует формулировка: совокупная нагрузка по налогам - это частное от деления общей налоговой суммы, взятой из годового отчета, на размер выручки за этот же период. В перечень налогов, суммируемых для расчета, входит НДФЛ, но исключены все выплаты в адрес страховых фондов, так как эти взносы налоговое законодательство не причисляет к категории налогов. Подсчет в 2017 году ведется по прежней методике, и получение налоговой службой полномочий по контролю над уплатой страховых взносов не нарушило это правило.

    Формул расчета налоговой нагрузки достаточно много. Они определены для каждого случая, как то:

    Нпр - начисленная сумма налога;

    Дп - доход от продаж;

    Дв - внереализационный доход.

    В формуле используются данные из декларации по налогу на прибыль.

    Нндс - начисленная сумма налога (данные из декларации);

    НБрос - налоговая база (показатель определяется по 3-му разделу декларации только для российского рынка).

    где НБрфэ - налоговая база, определяемая по 3-му и 4-му разделу в сумме. Здесь учитываются данные для российского рынка и экспортных операций.

    Ннд - размер начисленного налога (данные из декларации);

    Днд - размер дохода, указанный в 3-НДФЛ.

    Нусн - единый налог (данные из декларации);

    Дусн - размер дохода, указанный в декларации по упрощенке.

    Несхн - размер налога, который начислен в рамках этого спецрежима (данные из декларации);

    Десхн - размер дохода, указанный в декларации по этому налогу.

    Нндс - размер НДС (из декларации по этому налогу);

    Нп - размер налога на прибыль (из декларации по этому налогу);

    В - выручка, рассчитанная по отчету о прибылях и убытках (НДС не учтен).

    Для четырех последних формул в письме ФНС есть некоторое уточнение, заключающееся в том, что при наличии и других налогов вроде транспортного, водного и прочих, их в расчет тоже следует включать. НДФЛ к ним не причисляется, и значение налоговой нагрузки именно по системам налогообложения, в отличие от совокупной нагрузки, определяется без его учета.

    Все значения налоговой нагрузки вычитываются в процентах.

    На какой уровень налоговой нагрузки ориентироваться, чтобы избежать риска проверки

    Налоговая нагрузка в 2017 году рассчитывается по тем же правилам и формулам, что и в предыдущие периоды.

    Если руководство компании решит самостоятельно определить, насколько нагрузка на его предприятие соответствует критериям безопасности, то действовать примерно по следующей схеме:

    • Сделать расчет совокупной налоговой нагрузки и сопоставить полученный результат с той информацией, которая указана в 3-м приложении к приказу № ММ-3-06/333@.
    • Определить этот показатель для налога на прибыль. Если он окажется ниже 3-процентного уровня для производственной фирмы, то это считается низким уровнем. Для торговой сферы минимально безопасный порог равен 1%.
    • Определить, каково отношение вычетов по НДС к сумме этого налога. Превышение 89-процентного налога - весьма тревожный фактор.

    Если налогоплательщик «перешагнул» предельные значения показателей, ему надлежит предпринять ряд действий, позволяющих скорректировать курс. Но еще важнее подготовиться к объяснениям с налоговым органом. Низкая налоговая нагрузка может быть объяснена следующими причинами:

    • ошибками в определении ОКВЭД;
    • трудностями с продажами;
    • разрастанием доли расходов из-за изменения в сторону увеличения цен поставщиков;
    • инвестиционными вложениями;
    • увеличением экспортной доли;
    • увеличением товарных запасов и проч.

    ***

    Налоговая нагрузка рассчитывается, чтобы сориентироваться, насколько велика опасность контрольных мероприятий. ФНС в своих распоряжениях и разъяснениях помогает налогоплательщикам в этом деле, приводя формулы расчета такой нагрузки и предельные значения, которые нежелательно превышать, чтобы не создавать проблем.

    © 2024 inethealth.ru -- Медицинский портал - Inethealth