С изменениями и дополнениями от. Перечень основных инструкций по бюджетному учету Обесценение нефинансовых активов

Главная / Препараты

Согласно данному проекту учитывать указанные поправки придется при формировании учетной политики 2014 года. При этом планируется, что до декабря 2014 года учреждения будут плавно переходить на применение новой учетной политики по мере их организационно-технической готовности. В этой статье мы ознакомим вас с подготовленными изменениями.

Изменения в Едином плане счетов

Действующая редакция Единого плана счетов Редакция Единого плана счетов с учетом изменений
Номер счета Название счета Номер счета Название счета
201 20 Денежные средства на счетах в кредитной организации 201 20 Денежные средства в кредитной организации
- 205 82 Расчеты по невыясненным поступлениям
209 00 Расчеты по ущербу имуществу 209 00 Расчеты по ущербу и иным доходам
- 209 30 Расчеты по компенсации затрат
- 209 40 Расчеты по суммам принудительного изъятия
209 80 Расчеты по прочему ущербу 209 80 Расчеты по иным доходам
- 209 83 Расчеты по иным доходам
210 01 210 10 Расчеты по налоговым вычетам по НДС
- 210 11 Расчеты по НДС по авансам полученным
- 210 12 Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам
303 08 Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС -
- 401 60 Резервы предстоящих расходов
- 500 90 Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)
- 502 07 Принимаемые обязательства
504 00 Сметные (плановые) назначения 504 00 Прогнозные (плановые) назначения

Изменения в порядке ведения бухгалтерского учета

Первичные учетные документы

Законопроектом скорректированы положения п. 3 , 9 Инструкции №  157н , касающиеся принятия к учету и оформления первичных учетных документов. В частности, уточняется, что:

  • принять к бухгалтерском учету первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, можно только при условии, что они оформлены надлежащим образом лицами, ответственными за их оформление;
  • своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, ответственные за оформление факта хозяйственной жизни, подписавшие эти документы. При этом поясняется, что лицо, на которое возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Регистры бухгалтерского учета

Новыми абзацами, добавляемыми в п. 11 Инструкции №  157н , закрепляется возможность государственных (муниципальных) учреждений самостоятельно разрабатывать и утверждать в рамках учетной политики формы регистров бухгалтерского учета, если они не установлены органом, осуществляющим согласно законодательству РФ регулирование бухгалтерского учета (то есть не унифицированы).

При этом применение таких регистров в целях бухгалтерского учета разрешается при наличии в них всех обязательных реквизитов, к которым относятся:

  • наименование регистра;
  • наименование учреждения, составившего регистр;
  • даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который он составлен;
  • хронологическая и (или) систематическая группировки объектов бухгалтерского учета;
  • величины денежного и (или) натурального измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
  • подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Копии регистров бухгалтерского учета, изъятых в соответствии с законодательством РФ, могут быть включены в состав документов бухгалтерского учета, если они заверены руководителем учреждения либо уполномоченным им лицом. На это указывает новый абзац, вводимый проектом в п. 17 Инструкции №  157н . В настоящее время согласно данному пункту предусмотрена лишь возможность снятия копий с изъятых документов. При этом порядок принятия таких копий в целях бухгалтерского учета не установлен.

Также в п. 18 Инструкции №  157н добавляются положения, связанные с правилами исправления электронных регистров бухгалтерского учета. Напомним, что ныне действующей редакцией указанного пункта установлен общий порядок исправления ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета.

Согласно изменениям, вносимым в данный пункт, указанный порядок в полной мере будет действовать и в отношении электронных регистров бухгалтерского учета. При этом отражение исправлений в электронных регистрах будет осуществляться лицами, ответственными за их ведение.

Рыночная (оценочная) стоимость

С принятием законопроекта понятие «рыночная стоимость», встречающееся сейчас в тексте Инструкции № 157н, будет заменено на понятие «оценочная стоимость». При этом смысл такого понятия не поменяется.

Так, согласно п. 25 Инструкции №  157н (с учетом изменений, вносимых законопроектом) под текущей оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая могла быть получена в результате продажи указанных активов на дату их принятия к учету. Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Информация о действующей цене должна быть подтверждена документально, а в случае невозможности документального подтверждения - экспертным путем.

Порядок установления оценочной стоимости драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и иных ценностей будет прописан в п. 23 Инструкции №  157н . Согласно новым абзацам, вносимым проектом в данных пункт, в отношении перечисленных активов оценочная стоимость определяется Государственным учреждением по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Минфине (Гохраном) в порядке, установленном Минфином.

Кроме того, изменениями, вносимыми в п. 25 Инструкции №  157н , установлено, что по оценочной стоимости будут учитываться не только подаренные, но и другие безвозмездно полученные нефинансовые активы.

Основные средства

Консервация (расконсервация). Согласно изменениям, вносимым в п. 38 Инструкции №  157н , будет подробно рассмотрен порядок консервации (расконсервации) объектов основных средств.

Сообщается, что консервация объекта основных средств на срок более трех месяцев (расконсервация) оформляется первичным учетным документом - актом о консервации (расконсервации) объектов основных средств, содержащим сведения об объекте учета (наименование, инвентарный номер объекта, его первоначальную (балансовую) стоимость, сумму начисленной амортизации), а также сведения о причинах и сроке консервации.

Объект основных средств, находящийся на консервации, продолжает числиться на соответствующих балансовых счетах рабочего плана счетов учреждения в качестве объекта основных средств.

Консервация (расконсервация) объекта основных средств на срок более трех месяцев отражается путем внесения в инвентарную карточку объекта учета записи о консервации (расконсервации) объекта без оформления бухгалтерских записей по соответствующим аналитическим счетам счета 0  101  00  000 «Основные средства».

Первоначальная стоимость. Планируется расширить перечень расходов, которые включаются в первоначальную стоимость основного средства. Помимо расходов, перечисленных сейчас в п. 47 Инструкции №  157н , в первоначальную стоимость основных средств также можно будет включать затраты по договору лизинга и сумму процентов по займам на приобретение (создание) основных средств.

Земельные участки - непроизведенные активы

С принятием законопроекта необходимо будет по‑новому учитывать земельные участки, закрепленные за учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Напомним, что в настоящее время такие объекты учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (п. 333 Инструкции №  157н ).

Согласно изменениям, вносимым проектом в п. 71 Инструкции №  157н , земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), будут учитываться на соответствующих аналитических счетах счета 103  00 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ). Соответственно, аналогичные положения, содержащиеся на данный момент в п. 333 Инструкции №  157н , с принятием законопроекта будут удалены.

Расчеты по ущербу и иным доходам

Как было отмечено выше, планируется изменить название счета 209  00 (вместо ныне действующего наименования «Расчеты по ущербу имуществу» - наименование «Расчеты по ущербу и иным доходам»). Кроме того, к имеющимся аналитическим счетам будут введены новые:

а) счет 209  30 «Расчеты по компенсации затрат»;

б) счет 209  40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

в) счет 209  83 «Расчеты по иным доходам».

Согласно п. 220 , 221 Инструкции №  157н (с учетом изменений, вносимых проектом) счет 209  00 будет предназначен для учета расчетов:

  • по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей;
  • по суммам потерь от порчи материальных ценностей;
  • по другим суммам причинного имуществу учреждения ущерба, подлежащим возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке;
  • по суммам предварительных оплат, не возвращенным контр-агентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы;
  • по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • по суммам излишне произведенных выплат;
  • по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ (в частности, при возникновении страховых случаев);
  • по суммам ущерба, причиненного вследствие действий (бездействия) должностных лиц организации;
  • по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата судебных издержек);
  • по иным ущербам, а также по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженным на аналитических счетах счета 205  00 «Расчеты по доходам».

Расчеты по вычетам НДС

Для учета расчетов по налоговым вычетам по НДС планируется ввести счет 210  10 с одноименным названием. Как упоминалось выше, данный счет заменит ныне действующий счет «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».

Стоит отметить, что группировка расчетов по вычетам НДС будет осуществляться в разрезе следующих аналитических счетов (п. 224 Инструкции №  157н с учетом изменений, вносимых проектом):

- 210  11 «Расчеты по НДС по авансам полученным». Данный счет предназначен для учета расчетов по суммам НДС с полученных предварительных оплат в счет предстоящей реализации нефинансовых активов (работ, услуг) в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ;

- 210  12 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам». На этом счете учитываются суммы НДС, предъявленные поставщиками (подрядчиками) за поставленные нефинансовые активы, выполненные работы, оказанные услуги, начисленные и уплаченные учреждением в качестве налогового агента в случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ.

Расчеты с прочими дебиторами

Как и раньше, расчеты с прочими дебиторами будут отражаться на счете 210  05 . При этом согласно изменениям, вносимым проектом в п. 235 Инструкции №  157н , учитываться на данном счете будут не только расчеты с дебиторами, возникающие в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренные для отражения на иных счетах Единого плана счетов, но и расчеты по следующим операциям:
  • предоставление обеспечения заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечения исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков;
  • отражение в учете администраторами доходов ожидаемых к поступлению налогов, сборов, иных платежей, обязанность по уплате которых в соответствии с действующим законодательством считается исполненной (согласно представленным декларациям, расчетам, иным документам).

Расчеты с прочими кредиторами

Изменениями, вносимыми в п. 281 Инструкции №  157н , уточняется предназначение счета 304  06 «Расчеты с прочими кредиторами». Планируется, что указанный счет будет применяться для учета расчетов с дебиторами по операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренным для отражения на иных счетах Единого плана счетов, в том числе по операциям по принятию к учету нефинансовых и финансовых активов, расчетов по обязательствам, финансового результата по передаточному акту (разделительному балансу):
  • при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения;
  • при изменении типа казенного учреждения на бюджетное или автономное;
  • при изменении типа бюджетного или автономного учреждения на казенное.

Резервы предстоящих расходов

С принятием законопроекта в Единый план счетов будет введен новый счет 401  60 «Резервы предстоящих расходов», а в Инструкции № 157н появится п. 302.1 о применении данного счета.

Так, в соответствии с этим пунктом счет 401  60 предназначен для отражения резервов предстоящих расходов (отложенных обязательств), формируемых для оплаты:

а) расходных обязательств, возникающих вследствие принятия других обязательств (например, для оплаты отпусков за фактически отработанное время или выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки, и т. д.);

б) расходных обязательств, возникших в силу законодательства при принятии решения о реструктуризации деятельности, в том числе при принятии решения о реорганизации учреждения, изменении его структуры (создании или ликвидации филиалов, обособленных (структурных) подразделений, изменении видов деятельности);

в) расходных обязательств, оспариваемых в судебном порядке, включая взыскание пеней и штрафов, вытекающих из гражданско-правовых договоров (контрактов), а также оплату судебных расходов (издержек), в том числе в случае, когда главный распорядитель средств бюджета публично-правового образования выступает в суде от имени публично-правового образования в качестве представителя ответчика по искам к публично-правовому образованию:

  • о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту;
  • предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств;
г) понесенных расходов, по которым своевременно не поступили расчетные документы (на коммунальные услуги, услуги связи);

д) в иных случаях, предусмотренных при формировании учетной политики учреждения.

Аналитический учет по счету 401  60 необходимо будет вести в многографной карточке или карточке учета средств и расчетов по видам создаваемых резервов.

Кроме того, согласно новому п. 302.1 Инструкции №  157н порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. При этом резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых он был создан.

Стоит отметить, счет 401  60 будет введен и в формы бухгалтерской отчетности. Соответствующие изменения к Инструкции №  33н уже подготовлены и размещены на сайте Минфина.

Санкционирование расходов

Изменения, подготовленные законопроектом, коснутся и порядка применения счетов по санкционированию расходов. В частности, планируется ввести дополнительные аналитические счета, например:
  • счет, предусматривающий санкционирование расходов на иной финансовый период, - счет 500  90 «Санкционирование на иные отчетные года (за пределами планового периода)». Напомним, что в настоящее время применяются счета для отражения санкционирования расходов в текущем году, а также на следующий год и плановый период (то есть еще на три года);
  • счет, устанавливающий отражение на нем принимаемых обязательств, - счет 502  07 «Принимаемые обязательства». Отметим, что к принимаемым обязательствам относятся обязательства, принятие которых планируется в соответствии с планом-графиком закупок. Учет принимаемых обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих планирование обязательств учреждения либо планирование изменений ранее принятых обязательств в текущем финансовом году, очередных финансовых годах, в том числе за пределами планового периода.

Забалансовый учет

Выше упоминалось о том, что согласно изменениям, внесенным проектом в правила ведения забалансового учета, не подлежат учету за балансом (на забалансовом счете 01 ) земельные участки, закрепленные за учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования. Помимо этого, поправки коснутся следующих забалансовых счетов:

02 «Материальные ценности, принятые на хранение». На данном счете дополнительно планируется учитывать имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации) до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения);

04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Уточняется, что списание задолженности с указанного счета необходимо осуществлять на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно действующему законодательству;

09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Согласно положению, добавляемому в п. 349 Инструкции №  157н , при выбытии транспортного средства материальные ценности, установленные на нем, списываются с указанного забалансового счета;

17 «Поступление денежных средств на счета учреждения». Уточняется, что данный счет предназначен для учета поступлений денежных средств не только на банковские (лицевые) счета учреждений, но и в кассу;

18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения». Сообщается, что на данном счете будут учитываться выплаты, производимые не только с банковских (лицевых) счетов, но и из кассы учреждения;

30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц». Стоит отметить, что данный счет вводится впервые. Он предназначен для учета расчетов по исполнению денежных обязательств через третьих лиц (при выплате пенсий, пособий, осуществлении иных выплат физическим лицам через отделения Почты России, платежных агентов). Аналитический учет по счету ведется в многографной карточке и (или) карточке учета средств и расчетов в разрезе денежных обязательств по видам выплат средств бюджета или иных выплат.

Как видно из данной статьи, изменения, подготовленные законопроектом, затрагивают почти все разделы Инструкции № 157н. Некоторые из них носят уточняющий характер и устраняют имеющиеся несоответствия действующему законодательству РФ. Другие поправки являются значительными, например, меняются бухгалтерские счета, вводятся новые, а в некоторых случаях меняется сам подход к учету тех или иных фактов хозяйственной жизни. Подготовленные изменения планируется принять и внедрить в практику до конца 2014 года.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Не каждый бухгалтер, работающий в коммерческой организации, сможет мгновенно перестроиться на работу в системе бюджетного учета. Он ведется по правилам, отличным от предписанных предприятиям коммерческого сектора и некоммерческим организациям.

Связано это различие с особенностью правового статуса таких учреждений . Их учредителями являются или органы государственной власти любого уровня, или муниципальные органы, или же министерства и ведомства федерального уровня. Организации эти являются получателями государственных средств, распределяемых в виде субсидий или сметного финансирования, контроль за расходованием которых гораздо строже, чем в частном секторе экономики.

Поэтому и нормативные акты, регулирующие эту сферу, отличаются от аналогичных, разработанных для предпринимательства. На 2019 год особых изменений нет.

С точки зрения методологии основным отличием двух систем учета является План счетов . Вторым после наименований и нумерации счетов важным отличием бюджетного учета от бухгалтерского является порядок формирования и сдачи форм отчетности . Она предоставляется не только в налоговые органы, но и учредителю организации.

Основными документами, регулирующими бюджетный учет, являются инструкции, выпускаемые Минфином, который регламентирует и бухгалтерский учет. Они носят как общий, так и частный характер, относясь к деятельности только одного типа учреждений.

Бюджетные учреждения делятся на три основные группы – бюджетные, автономные и казенные.

Для каждой из групп разработан собственный план счетов, отражающий различия в специфике их деятельности и ее регулированию.

  1. Бюджетные учреждения создаются в сфере науки, образования, культуры. Их финансирование осуществляется из бюджета учредителя, доходами они распоряжаются самостоятельно.
  2. Казенные учреждения работают в сфере производства и науки, выполняют отдельные государственные функции или госуслуги, финансируются из бюджета на основании утвержденной сметы, их деятельность связана с использованием , они имеют собственные доходы, что рождает потребность в специфическом регулировании их финансово-бюджетной дисциплины.
  3. Автономные организации создаются, в основном, в сфере социальной поддержки населения, науки, образования, спорта и других сферах, связанных с оказанием услуг гражданам. Их финансирование осуществляется также из бюджета учредителя, доходами они распоряжаются самостоятельно. Их отличием является то, что расчетные счета они могут открывать в коммерческих банках, а не только в Федеральном казначействе.

Основной особенностью всех типов является то, что своим имуществом они пользуются на основе права оперативного управления, финансирование получают от учредителя или напрямую из бюджета, что порождает особые требования к отчетности.

Для понимания требований к составлению и сдаче отчетности, бухгалтер должен знать классификацию субъектов бюджетного учета. В этом механизме задействовано три группы субъектов :

  • получатели средств (учреждения);
  • распорядители средств (учредители или региональные органы власти, направляющие средства их получателям);
  • главный распорядитель средств (как правило, федеральное министерство при распределении средств между автономными организациями).

Получатель средств отчитывается перед распорядителями путем составления отчетности, практически аналогичной той, которая направляется в налоговые органы.

Единый, общий для всех групп этого типа юридических лиц, План счетов бюджетного учета можно найти в Инструкции №157н . На 2019 год она претерпела серьезные изменения.

Важным изменением стали корректировки в наименованиях многих счетов, например, счет 10407 «Амортизация библиотечного фонда» переименовали в «Амортизация биологических ресурсов», счет 10707 «Библиотечный фонд» — «Биологические ресурсы». На основании Единого плана счетов разрабатываются алогичные планы для каждого из типов бюджетных организаций.

Ввели новые счета, например, 10429 «Амортизация нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения», 10449 «Амортизация прав пользования непроизведенными активами».

Утратили силу счета 10540 «Материальные запасы — предметы лизинга», 10240 «Нематериальные активы — предметы лизинга», 10740 «Предметы лизинга в пути», 10990 «Издержки обращения».

Номенклатуру счетов конкретно для бюджетных учреждений регулирует Инструкция №174н , ею вводится Единый план счетов и порядок его применения, она также как и 157н серьезно изменялась дважды, теми же приказами Минфина.

Инструкция №191н вводит требования по предоставлению отчетности об исполнении бюджетов. Это особая форма отчетности, только одних форм баланса предлагается 6 видов. Выбор формы зависит от того, получателем, распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств является организация.

И, наконец, Инструкция №148н регулирует общие вопросы ведения бюджетного учета. Она регулирует правила отражения каждой хозяйственной операции,

Виды расчетов

Для любого бухгалтера бюджетного учреждения одним из самых важных областей применений правил бюджетного учета будет отражение в нем расчетов с разными группами дебиторов и кредиторов.

С подотчетными лицами

Строгий контроль за всеми видами расходования средств распространяется и на . До сих пор действует требование об оформлении расходных кассовых ордеров при выдаче наличных денег. Отчитываются сотрудники по авансовому отчету с оправдательными документами (для коммерческих организаций эти особенности документооборота уже отменены). Учитываются расчеты на синтетическом счете 020800000, имеющем большое количество аналитических счетов.

Если в коммерческих организациях недосдача является частным делом, то в учреждении – это нарушение бюджетной дисциплины. Недосдачи в понимании законодателя при разработке формулировок этой статьи бывают разного характера в зависимости от актива и причин его утраты:

  • движимого имущества;
  • денежных средств;
  • в результате недобросовестных действий ;
  • в виде судебных издержек.

Расчеты по этим видам недосдач отражаются по счету 020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» . Здесь, согласно нормам п. 220 Инструкции №157н, учитываются не только недосдачи, но и хищения, своевременно невозвращенные денежные средства, выданные по авансовому отчету, невозвращенные контрагентами авансовые платежи по расторгнутым государственным контрактам, по суммам судебных издержек.

С учредителем

Для всех видов учреждений их учредителем будет орган власти или определенное министерство. Оно наделяет учреждение имуществом. Расчеты с учредителем являются одним из основных видов расчетов и их неточное или несвоевременное проведение и отражение в учете может привести к применению в отношении уполномоченных лиц мер ответственности. Операции отражаются или ежегодно или перед преобразованием организации в другую форму.

Отражаются они на счете 021006000 . В обязательном порядке на этом счете отражается переданное организации учредителем имущество, которым она не может распоряжаться самостоятельно, но пользуется поступающими от него доходами. К такому имущество относится недвижимость и другие дорогостоящие основные средства. Также здесь отражается так называемое «особо ценное движимое имущество» (термин введен одной из инструкций), которое организация приобрела самостоятельно, за счет доходов от своей деятельности.

Вместе с самим имуществом должна отражаться сумма начисленной на него амортизации, которая так и остается здесь, в случае выбытия имущества из ведения до его полной амортизации. Здесь же отражаются целевые субсидии и возврат их неизрасходованной части.

С прочими дебиторами

Этот вид расчетов отражается на синтетическом счету 021005000 «Расчет с дебиторами по доходам» и сопутствующих ему аналитических счетах. На этом же счету учитываются переплаты по налогам. Следует учитывать, что большинство расходов должно быть санкционировано учредителем или в виде утверждения сметы, или в виде предоставления разрешения на совершение конкретной расходной операции.

На субсчете 020502000 отражаются доходы от собственности, на 020503000 – доходы от реализации. Все операции дополнительно отражаются в журналах, которые ведутся по установленным формам.

Таким образом, все правила, регулирующие учет в бюджетных организациях существенно отличаются от правил РСБУ, кроме того, они претерпели ряд структурных изменений, связанных с изменением бюджетной классификации и усилением роли электронного документооборота в отношениях между государственными органами.

Бухгалтеру для того, чтобы ориентироваться во всех этих изменениях, нужно посвятить время изучению инструкций. В этом случае учет будет вестись в соответствии с новыми правилами и не возникнет проблем, связанных со сдачей отчетности.

В связи с вступлением в силу в 2018 году ряда федеральных стандартов возникла необходимость в корректировке Единого плана счетов и Инструкции по его применению (далее – Инструкция № 157н). 26 апреля 2018 года зарегистрирован в Минюсте Приказ Минфина РФ № 64н, которым вносятся изменения в указанный документ.

Единый план счетов.

Новые счета.

Прежде всего перечислим новые счета, введенные в Единый план счетов.

Номер счета

Наименование счета

Непроизведенные активы – иное движимое имущество

Непроизведенные активы – в составе имущества концедента

Амортизация имущества в концессии

Амортизация нематериальных активов – особо ценного движимого имущества учреждения

Амортизация нематериальных активов – иного движимого имущества учреждения

Амортизация прав пользования непроизведенными активами

Амортизация имущества казны в концессии

Вложения в имущество концедента

Прочие активы, составляющие казну

Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии

Недвижимое имущество концедента, составляющее казну

Движимое имущество концендента, составляющее казну

Непроизведенные активы (земля) концедента, составляющие казну

11100

Права пользования активами

Права пользования нефинансовыми активами

Права пользования жилыми помещениями

Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)

Права пользования машинами и оборудованием

Права пользования транспортными средствами

Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным

Права пользования биологическими ресурсами

Права пользования прочими основными средствами

Права пользования непроизведенными активами

11400

Обесценение нефинансовых активов

Обесценение недвижимого имущества учреждения

Обесценение особо ценного движимого имущества учреждения

Обесценение иного движимого имущества учреждения

Обесценение прав пользования активами

Обесценение жилых помещений

Обесценение нежилых помещений (зданий и сооружений)

Обесценение инвестиционной недвижимости

Обесценение машин и оборудования

Обесценение транспортных средств

Обесценение инвентаря производственного и хозяйственного

Обесценение биологических ресурсов

Обесценение прочих основных средств

Обесценение нематериальных активов

Обесценение непроизведенных активов

Обесценение земли

Обесценение ресурсов недр

Обесценение прочих непроизведенных активов

Расчеты по доходам от финансовой аренды

Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами

Расчеты по доходам от процентов по депозитам, остаткам денежных средств

Расчеты по доходам от процентов по иным финансовым инструментам

Расчеты по доходам от дивидендов от объектов

Расчеты по доходам от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности

Расчеты по иным доходам от собственности

Расчеты по доходам от оказания услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования

Расчеты по доходам от платы за предоставление информации из государственных источников (реестров)

Расчеты по условным арендным платежам

Расчеты по субсидиям на иные цели

Расчеты по субсидиям на осуществление капитальных вложений

Расчеты по авансам по страхованию

Расчеты по авансам по услугам, работам для целей капитальных вложений

Расчеты по авансам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

Расчеты с подотчетными лицами по оплате страхования

Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг, работ для целей капитальных вложений

Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

Расчеты с подотчетными лицами по оплате штрафов за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)

Расчеты с подотчетными лицами по оплате штрафных санкций по долговым обязательствам

Расчеты с подотчетными лицами по оплате других экономических санкций

Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов

Расчеты по доходам от компенсации затрат

Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет

Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)

Расчеты по доходам от страховых возмещений

Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)

Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия

Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет года, предшествующего отчетному

Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет прошлых лет

Расчеты по страхованию

Расчеты по услугам, работам для целей капитальных вложений

Расчеты по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

Расчеты по другим экономическим санкциям

Расчеты по иным расходам

Консолидируемые расчеты года, предшествующие отчетному

Консолидируемые расчеты иных прошлых лет

Иные расчеты года, предшествующего отчетному

Иные расчеты прошлых лет

Доходы финансового года, предшествующего отчетному

Доходы прошлых финансовых лет

Расходы финансового года, предшествующего отчетному

Расходы прошлых финансовых лет

    227 «Страхование»;

    228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»;

    229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами».

Исключенные счета.

Некоторые счета исключили из Единого плана счетов:

    10240 «Нематериальные активы – предметы лизинга»;

    10540 «Материальные – предметы лизинга»;

    10740 «Предметы лизинга в пути»;

    10990 «Издержки обращения».

Новая редакция счетов.

Старая редакция

Новая редакция

10140 «Основные средства – предметы лизинга»

10190 «Основные средства – имущество в концессии»

10102 «Нежилые помещения»

10102 «Нежилые помещения (здания и сооружения)»

10103 «Сооружения»

10103 «Инвестиционная недвижимость»

10106 «Производственный и хозяйственный инвентарь»

10106 «Инвентарь производственный и хозяйственный»

10107 «Библиотечный фонд»

10107 «Биологические ресурсы»

10440 «Амортизация предметов лизинга»

10440 «Амортизация прав пользования активами»

10402 «Амортизация нежилых помещений»

10402 «Амортизация нежилых помещений (зданий и сооружений)»

10403 «Амортизация сооружений»

10403 «Амортизация инвестиционной недвижимости»

10406 «Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря»

10406 «Амортизация инвентаря производственного и хозяйственного»

10407 «Амортизация библиотечного фонда»

10407 «Амортизация биологических ресурсов»

10458 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны»

10452 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны»

10459 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны»

10454 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны»

10610 «Вложения в недвижимое имущество учреждения»

10610 «Вложения в недвижимое имущество»

10620 «Вложения в особо ценное движимое имущество учреждения»

10620 «Вложения в особо ценное движимое имущество»

10630 «Вложения в иное движимое имущество учреждения»

10630 «Вложения в иное движимое имущество»

10640 «Вложения в предметы лизинга»

10640 «Вложения в объекты финансовой аренды»

10853 «Драгоценные металлы и драгоценные камни»

10853 «Ценности государственных фондов России»

20530 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»

20530 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»

20540 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»

20540 «Расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущерба»

20550 «Расчеты по поступлениям от бюджетов»

20550 «Расчеты по безвозмездным поступлениям от бюджетов»

20521 «Расчеты с плательщиками налоговых доходов»

20521 «Расчеты по доходам от операционной аренды»

20531 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг»

20531 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)»

20541 «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия»

20541 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках»

20581 «Расчеты с плательщиками прочих доходов»

20581 «Расчеты по невыясненным поступлениям»

20589 «Расчеты по невыясненным поступлениям»

20589 «Расчеты по иным доходам»

20640 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям»

20640 «Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям»

20650 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям бюджетам»

20650 «Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам»

20641 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»

20641 «Расчеты по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»

20642 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»

20642 «Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»

20651 «Расчеты по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»

20651 «Расчеты по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»

20691 «Расчеты по авансам по оплате прочих расходов»

20996 «Расчеты по авансам по оплате иных расходов»

20891 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих расходов»

20891 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пошлин и сборов»

20940 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»

20940 «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба»

20983 «Расчеты по иным доходам»

20989 «Расчеты по иным доходам»

30291 «Расчеты по прочим расходам»

30293 «Расчеты по штрафам за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»

Инструкция №157н.

Общие положения.

Положения Инструкции №157н по бюджетному учету должны применяться одновременно с нормами, установленными Стандартом «Концептуальные основы». Определения терминов, которые используются в Инструкции №157н по бюджетному учету, должны применяться в значениях, приведенных в федеральных стандартах.

В пункт 3 Инструкции №157н введены уточнения, согласно которым:

  • учет на забалансовых счетах, включенных в рабочий план счетов учреждения, ведется по простой системе бухгалтерских записей (абз. 2 п. 3 в новой редакции). Ранее эта норма была прописана в п. 332 Инструкции №157н, таким образом, указанное правило, из одного пункта перенесли в другой;
  • как и прежде, при ведении бухгалтерского учета учреждение обеспечивает приоритетное признание в учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов, но отражать указанные объекты учета необходимо по самым консервативным оценкам – не завышая активы и (или) доходы и не занижая обязательства и (или) расходы (принцип осмотрительности) (абз. 14 п. 3 в новой редакции). Таким образом, уточнены особенности применения принципа осмотрительности.

Напомним, п. 4 Инструкции № 157н содержал требования к формированию и предоставлению информации при ведении бухгалтерского учета, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю. Приказом Минфина РФ № 64н данные требования упразднены, и аналогичные нормы прописаны в п. 18 Стандарта «Концептуальные основы». А пункт 4 Инструкции № 157н изложен в новой редакции: ведение бухгалтерского учета учреждения осуществляется его структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

В дополнение к этому пункту в п. 5 Инструкции № 157н введен новый абзац следующего содержания: в случае передачи учреждением на основании договора (соглашения) полномочий по ведению бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии ведение бухгалтерского учета учреждения осуществляется структурным подразделением централизованной бухгалтерии или ее должностным лицом, на которое возложено выполнение переданных полномочий.

Правила документооборота.

В пункте 6 Инструкции №157н приведен перечень документов, которые учреждение вправе утвердить в рамках учетной политики. В целом он остался прежним, Приказом Минфина РФ №64н добавлено положение, согласно которому учреждение в рамках учетной политики утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по представлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета.

Обратите внимание:

Учреждение обеспечивает хранение документов учетной политики и других документов, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета, не менее пяти лет после года, в котором они использовались при ведении бухгалтерского учета и (или) для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (абз. 12 п. 6 Инструкции № 157н в новой редакции).

Первичные учетные документы.

В пунктах 7 – 9 Инструкции № 157н содержались требования к оформлению, формированию и учету первичных учетных документов. Приказом Минфина РФ № 64н эти пункты признаны утратившими силу, так как порядок работы с первичными учетными документами регламентирован п. 20 – 28 ч. II Стандарта «Концептуальные основы».

Регистры бухгалтерского учета.

Пункты 10 – 11 Инструкции № 157н изложены в новой редакции и содержат следующие положения о применении регистров бухгалтерского учета:

1) систематизация, обобщение и (или) группировка и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, осуществляются в регистрах бухгалтерского учета (п. 10 в новой редакции);

2) регистры бухгалтерского учета составляются по унифицированным формам, установленным в рамках бюджетного законодательства (п. 11 в новой редакции).

Не вошли в новую редакцию указанных пунктов требования к обязательным реквизитам регистров бухгалтерского учета, к правилам их ведения (они приведены в ст. 10 Закона № 402 – ФЗ), перечни регистров бухгалтерского учета (содержатся в Приказе Минфина РФ № 52н).

Хранение бухгалтерских документов.

Положения о хранении первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в п. 14 Инструкции № 157н изложены по – новому. В частности, согласно Приказу Минфина РФ № 64н хранение указанных документов, регистров и отчетности организуется руководителем учреждения и (или) руководителем централизованной бухгалтерии.

При смене руководителя учреждения и (или) главного бухгалтера либо иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, обеспечивается передача документов бухгалтерского учета учреждения. Порядок передачи документов определяется учреждением в рамках формирования его учетной политики либо в случае передачи полномочий ведения бухгалтерского учета по договору (соглашению) централизованной бухгалтерии – таким договором (соглашением) (п. 14 Инструкции № 157н в новой редакции). Кроме того, особенности хранения бухгалтерских документов регламентированы в п. 13, 32, 33 Стандарта «Концептуальные основы».

Изъятие документов.

Из пункта 17 Инструкции № 157н убрали положение, согласно которому в случае изъятия регистров бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии этих регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством РФ, включаются в состав документов бухгалтерского учета.

Аналогичное требование содержит п. 32 Стандарта «Концептуальные основы» и применяется при изъятии не только регистров бухгалтерского учета, но и первичных (сводных) учетных документов.

Инвентаризация.

Пункт 20 Инструкции № 157н, содержащий требования к проведению инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств, иных объектов бухгалтерского учета, в том числе на забалансовых счетах, признан утратившим силу. Связано это с тем, что основные требования к инвентаризации активов и обязательств установлены в разд. VIII Стандарта «Концептуальные основы», они аналогичны закрепленным в п. 20. Таким образом, законодатель устранил из Инструкции № 157н повторяющуюся норму.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится активов и обязательств.

При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 79 Стандарта «Концептуальные основы»).

* * *

В заключение обратим ваше внимание на следующие моменты:

1. После федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора Инструкция № 157н служит основополагающим документом для ведения бухгалтерского учета учреждений всех типов. Поэтому вносятся изменения в первую очередь в эту инструкцию. В настоящее время в Минюсте прошли регистрацию приказы Минфина:

    от 31.03.2018 № 65н «О внесении изменений в приложения к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Ин струкции по его применению» (зарегистрирован 26.04.2018 № 50911);

    от 31.03.2018 № 66н «О внесении изменений в приложения к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован 26.04.2018 № 50908);

    от 31.03.2018 № 67н «О внесении изменений в приложения к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован 27.04.2018 № 50923).

2. В Приказе Минфина РФ № 64н нет положений о вступлении его в силу. Возможно, он начнет действовать по общему правилу через 10 дней после официального опубликования, а может быть принят порядок вступления в силу письмом или приказом Минфина.

3. Единый план счетов претерпел значительные изменения: некоторые счета исключены, некоторые изложены в новой редакции, также введены новые счета. Из общих положений Инструкции № 157н исключены положения, дублирующие нормы Стандарта «Концептуальные основы».

4. В статье приведены изменения, внесенные в Единый план счетов и общий порядок его применения. В следующих номерах продолжим рассматривать другие разделы Инструкции № 157н.

Что представляет собой Приказ № 157н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год)? Это единая структура формирования счетов синтетического и аналитического учетов, предназначенная для распределения фактов финансово-хозяйственной деятельности субъекта по активам и пассивам. Помимо порядка формирования счетов бухучета, документ содержит подробные пояснения к правилам применения и оформления записей — бухгалтерских операций.

Инструкция 157н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями, текст последний раз был скорректирован 31.03.2018 отдельным Приказом № 64н.

Кто должен применять:

  • казенные, БУ и АУ;
  • госорганы и органы местного самоуправления;
  • финансовые органы и Казначейство;
  • внебюджетные фонды всех уровней.

Актуальный документ: инструкция 157н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями (скачать).

Памятка по инструкции 157н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями

Для всех типов госучреждений предусмотрены отдельные нормативные акты, которые регламентируют особенности формирования единого плана счетов для конкретного типа.

Так, для бюджетников единый план счетов утверждает Приказ инструкция 174н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями. Полное наименование — Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Актуальный приказ — № 174н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год)

Для автономных учреждений — Приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н (ред. от 31.03.2018)

Для казенных госучреждений и других получателей средств бюджета — 162н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год) (Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н)

Особенности применения

Отметим, что применение всех бухгалтерских счетов, поименованных в нормативных документах, необязательно. Каждое учреждение самостоятельно определяет перечень синтетических и аналитических счетов, которые требуются для ведения полноценного бухучета. Рабочий план счетов утверждается в Учетной политике организации.

Напомним, что госучреждения вправе применять дополнительную детализацию к действующим счетам бухучета. Это может быть установлено учредителем либо вышестоящим распорядителем БС.

Первичные и учетные документы

52н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год) регламентирует формы первичной документации и учетные регистры для отражения хозяйственных фактов деятельности учреждения. Документ действует для всех типов госучреждений (Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н (ред. от 17.11.2017)).

Документ устанавливает:

  • перечень форм первичных документов и журналов бухучета;
  • унифицированные бланки документации;
  • методические рекомендации по заполнению бланков.

Отметим, что учреждения вправе самостоятельно разработать (доработать, изменить или создать) иные формы первичной и учетной документации, которые учитывают особенности специфики деятельности организации. Такие нормы закреплены в законе № 402-ФЗ. Однако такие решения лучше согласовать с вышестоящими РБС. Иными словами, инструкция 52н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями не обязательна к применению.

Отчетность бюджетной сферы

Полный перечень отчетных форм для бюджетников также регламентирован специальными инструкциями Минфина — в инструкции по бюджетному учету для бюджетных учреждений в 2019 году. Нормативный документ устанавливает:

  • полный состав отчетных форм;
  • периодичность сдачи;
  • порядок составления отчетности;
  • особенности отражения бухопераций в отчетных формах.

Однако чиновники разграничили состав и порядок составления бухгалтерской отчетности по типам учреждений.

Для получателей средств бюджета (казенные госучреждения, органы государственной и муниципальной власти, финорганы и Казначейство, а также внебюджетные фонды) действует инструкция № 191н (Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н (ред. от 30.11.2018)).

АУ и БУ обязаны формировать бухгалтерскую отчетность с учетом 33н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год) (Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н (ред. от 30.11.2018)).

Напомним, что сроки сдачи устанавливаются индивидуально. В инструкции 33н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями сроки не регламентированы. То есть конкретные сроки предоставления месячной, квартальной и годовой бухотчетности устанавливают вышестоящие РБС либо учредитель.

Документы, полезные в работе бухгалтера

Помимо ключевых инструкций по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях в 2019 году, бухгалтеры используют иные нормативно-правовые акты. Например, приказ № 173н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год) регламентирует порядок формирования сведений, а также правила обмена данной информацией с органами ФК для ведения реестра договоров, заключенных по результатам закупки.

А вот порядок возврата денежных средств в федеральный бюджет государства установлен в инструкции 152н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями.

January 15, 2016

Как изменена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (Инструкция 157н), как меняется рабочий план счетов бюджетного учреждения, как будет формироваться учетная политика учреждения 2014 и 2015. . При этом планируется, что до декабря 2014 года учреждения будут плавно.

Редакция Единого плана счетов с учетом изменений. 3, 9 Инструкции №

157н, касающиеся принятия к учету и оформления. при изменении типа

бюджетного или автономного учреждения на казенное. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3 июля 2009 г. N 69н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету от 1 декабря 2010 г. N 157н. Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти.

Инструкция № 1. 57н и учетная политика© 2. ООО «Актион бухгалтерия»«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы. Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».

Инструкция 157н по бюджетному учету новые правила с 2015. В 2014 году, если учреждение, руководствуясь ст. Уточнено содержание характеристик, подлежащих отражению на счете 0 215 00 000 вложения в денежные активы. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для

N 69н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету,

утвержденную. Лекции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях. Вы желаете познакомиться с изданиями аюдар инфо поближе? аннотация по применению плана счетов бухгалтерского учета экономных учреждений, утв.аннотации 174н планируется внести положения отом.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС7.

Изменения в Инструкции 1. Изменения в Инструкции 1. Согласно приказу Минфина России № 8. Единый план счетов для органов государственной и местной власти, управления государственными внебюджетными фондами, академий наук, государственных и, в том числе, муниципальных учреждений вносятся существенные поправки.

В 2014 году Министерство финансов Российской Федерации проработало и утвердило существенное количество изменений, которые затронули Поправки и корректировки, внесённые в инструкцию 157н по бюджетному учёту, повлияют на способы регистрации. Министерство финансов российской федерации. Приказ. от 29 августа 2014 г. N 89н. О внесении изменений. Переход на применение учетной политики с учетом положений настоящего приказа в части рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного).

Предполагается привести положения Инструкции № 157н в соответствие с нормами Бюджетного и Гражданского кодексов РФ. При этом будут учтены изменения Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступающие в силу с 1 сентября 2014. Об утверждении Инструкции по бюджетному учету (с изменениями на 30

декабря 2009 года) (утратил силу с 01.01.2011 на основании. приказа

синтетического счета Плана счетов бюджетного учета.. ЗАО «Кодекс»,

Изменениям подверглась Инструкция 1. Второй пункт данного приказа устанавливает, что обновленные нормы, если иное не предусмотрено политикой организации, применяются при формировании показателей на последний день 2. Переход на нормы учетной политики, учитывающей положения данного документа проводится в соответствии с организационной и технической готовностью самого субъекта. Исходя из этих выкладок ясно, что новшества должны учитываться при формировании политики по учету на 2. Пункты, где бюджетная Инструкция 1.

Новые принципы организации учета в Инструкции № 1. Вносимые изменения имеют технический и организационный характер и связаны с необходимостью уточнения отдельных определений, терминов и изменениями законов и других актов законодательной базы. Инновации ждут и систему организации финансового учета. Нормы Инструкции № 1.

Росатом». Ответственность за первичные документы. В пункт 3 рассматриваемой инструкции внесен новый абзац, где говорится, что оформляющие первичные документы лица должны обеспечивать им соответствие свершившимся фактам. Это означает, что бухгалтеры отныне не обязаны проверять первичные документы учета при условии, что они оформлялись другими службами и структурными подразделениями.

Это же подтверждается в пунктах 8 и 9 обновленной редакции. Инструкция 1. 57н с изменениями 2. Однако, по мнению специалистов на практике не стоит полностью отказываться от проверки финансовых документов. В любом случае следует контролировать как правильность реквизитов, так и соответствие получаемых от структурных подразделений или контрагентов документов, имевшим место фактам в жизни предприятия. Существенность фактов.

Пункт 3 в рассматриваемой редакции определяет, что вся система бухгалтерской отчетности предприятия должна формироваться на основе значимости имевших место фактов, уже оказавших или могущих влиять на финансовое положение, движение материальных средств или итоги всей деятельности организации. Такое дополнение может решительно упростить отдельные процедуры учета. Но для полного воплощения принципа существенности, важно развить и уточнить его в других инструкциях, касающихся системы нормативного регулирования учета, например, в инструкциях № 3. Если будут приняты положения, аналогичные тем, что работают в финансовом учете коммерческих организаций, то мерилом существенности может стать показатель в размере 5% к итогу по группе однородных обязательств или активов. Чтобы не возникло разногласий с контролирующими учреждения органами, необходимо нормативно закрепить порядок применения данного принципа на практике.

Важно, в частности, внести уточнения, какая информация об обязательствах и активах может быть объединена, и при каких условиях это возможно. Инновации пунктов 3 и 6, которые несет Инструкция для бюджетных учреждений 1.

Порядок отражения подобных фактов закрепляется в учетной политике, но детально он пока не описан. Пока соответствующие разъяснения не будут опубликованы, вероятнее всего придется действовать на основании требований ПБУ 7/9. Электронные документы и регистры финансового учета. На основании вводимых новшеств гос.

Это определяет пункт 1. Положение, касающееся использования неунифицированных форм первичных документов закрепляется в пункте 7 этой же инструкции. Кроме сказанного, вносимые в 1. Инструкции № 1. 57н изменения уточняют порядок, в соответствии с которым на забалансовые счета вносятся записи, а также информацию, указываемую на обложках ведущихся бухгалтерской службой дел. В дополненном пункте 1. Инструкция 1. 57н описывает правила, по которым проходит изъятие регистров бухгалтерского учета. Это касается и случая, когда документы представлены в электронном виде.

Отныне к документам бухгалтерского учета относят и копии изъятых регистров, если они надлежащим образом заверены. Пункт 1. 8 описывает нормы, регулирующие порядок, сообразно которому вносятся исправления в хранящиеся в электронном виде документы. Учет активов не относящихся к финансам в Инструкции № 1. Инструкция для бюджетных учреждений 1. Правила раздела распространяются на указанные организационно- правовые формы, уточнения связаны с приведением текста в соответствие с Гражданским кодексом. Оценка активов в свете изменений 2. Пункт 2. 3 обновленной Инструкции № 1.

Такие активы отныне должны отражаться по определяемой Гохраном оценочной стоимости. Порядок оценки устанавливается Минфином России. Так как обособленный учет драгоценных металлов и камней в бюджетных и автономных учреждениях не ведется, то поправка касается лишь публично- правовых образований и учреждений, отнесенных к казенным. Такая переоценка отныне предпринимается на дату составления бухгалтерского отчета. Согласно пункту 2. Эти площади будут подлежать учету по их рыночной, согласно кадастру, стоимости.

Инновациями в пункте 1. Инструкция 1. 57н с изменениями 2. Процедура проводится и на дату, когда сделка совершается, и когда составляется соответствующая бухгалтерская отчетность.

Стоимость основных средств. Новая версия пункта 2. Кроме уже описанных случаев восстановления объектов, относимых к основным средствам, изменение стоимости выявляется после реставрации нефинансовых активов, а также после их технического переоснащения. Инструкция 1. 57н с изменениями 2. Уточнения касаются работ, не влияющих на изначальную стоимость ОС, и не затрагивают вопросы бухгалтерского учета таких преобразований. По инновационной редакции пункта 4.

Порядок принятия на учет приобретаемых на условиях лизинга объектов на сегодняшний день детализован не на должном уровне. В пункте 3. 7 установлены правила, согласно которым проходит документальное оформление вывода на консервацию основных средств. Данные объекты, как гласит 1. Капитальные вложения и земельные участки. Новая норма, описанная в пункте 4. ОС теперь принимаются исключительно завершенные капитальные вложения в улучшения объектов, производимые не только согласно договору лизинга или аренды, но и в соответствии с договором безвозмездного пользования.

Находящиеся в пользовании земельные участки отныне учитываются на балансе учреждений. Ранее ситуация была иной. На балансе участки числились только у их собственника, а пользователи учитывали их за балансом. После введения указанных новшеств учреждениям важно уточнить стоимость используемых участков и включить ее в непроизводственные активы, списав с забалансового учета. Зачастую учет участков ведется по кадастровой стоимости. Невыясненные поступления. Чтобы учесть расходы по невыясненным поступлениям появляется возможность открыть дополнительный аналитический счет 0.

Особенности применения пока достаточно не раскрыты, вероятно, описывать порядок учета подобных сумм будут другие инструкции, например, уже упоминаемые № 1. По мнению финансовых консультантов, эти поступления могут быть учтены в составе находящихся во временном распоряжении организации или учреждения средств. Если основания для их возврата не выявлено, то суммы переводятся на прочие коды бухгалтерского обеспечения. Порядок их учета описывает инструкция для бюджетных учреждений 1.

Нельзя забывать и о поступлениях, имеющих место в случае выполнения субъектом, возложенных на него обязательств или функций. Очевидно, что список отражаемых на счете 0. Расчет ущерба и иных доходов.

Сейчас обеспечить достаточную детализацию счета 0. Нельзя провести в различных ситуациях и группировку данных учета. Поэтому предполагается открытие дополнительных к этому счетов, предназначенных для расчетов компенсаций затрат, сумм принудительного изъятия и иных доходов. Это позволит разрешить множество проблем при внесении в учет подлежащих по тем или иным причинам взысканию сумм. Концепция использования счета вероятно не изменится.

Но некоторые из относимых к этому счету сумм могут, согласно Трудовому кодексу удерживаться из начисленной оплаты труда или относиться на счет 0. Однако не все разногласия и спорные вопросы урегулированы, поэтому инструкции еще могут претерпеть изменения. Учет НДС в измененной Инструкции № 1.

Порядок нынешнего учета НДС (новая декларация НДС, скачать) по вычету уточнен и, по мнению консультантов, упрощен. Предлагается, что будет введено два аналитических счета. На одном обособленно будет отображаться НДС по приобретенным услугам, активам или же работам, а второй будет содержать данные о полученных авансах. Введение последнего счета предполагает уточнить схему бухгалтерских проводок. Внутренняя проводка отныне будет осуществляться между аналитическими счетами, но уже не в регистрах существующего аналитического учета.

Налоговый вычет. При авансовой оплате услуг налоговый вычет влияет на объем налоговых обязательств, на момент отгрузки готовых товаров, начисления задолженности по полученным услугам или выполненным работам. При приобретении нефинансовых активов, услуг и работ право на налоговый вычет уже не находится в зависимости от конкретной операции. За его счет уменьшаются ранее начисленные налоговые обязательства, такой вычет может быть предъявлен и позже, когда обязательства возникнут. Расчеты с контрагентами и физическими лицами.

ФЗ № 4. 4- ФЗ от 0. Согласно обновленной редакции 2. Инструкция 1. 57н гласит, что такие расчеты отныне должны быть отражены на счете 0. В 2. 70- й пункт рассматриваемой Инструкции № 1.

Хотя поправки к тексту пункта 2. Здесь подтверждена возможность проведения удержаний не только из заработной платы, стипендий или денежного довольствия, но и из других регулярных платежей в адрес физических лиц. Пункт 2. 81 в новой редакции по факту расширяет сферу, где разрешено использовать счета, предназначенные для расчетов с иными кредиторами.

Сейчас здесь будут учтены операции принятия на учет активов и расчеты, связанные с реорганизацией. Расходы будущих периодов. Рассматриваемая в статье 1.

Приказ Минфина РФ от 0. N 1. 57н. Зарегистрировано в Минюсте России 3. N 1. 94. 52. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 1 декабря 2. N 1. 57н. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТАДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННЫХОРГАНОВ), ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНОВУПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ,ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКАДЕМИЙ НАУК, ГОСУДАРСТВЕННЫХ(МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ И ИНСТРУКЦИИПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮСписок изменяющих документов(в ред. Приказов Минфина России от 1. N 1. 34н,от 2. 9. N 8. 9н)На основании статьи 1.

Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1. N 3. 1, ст. 3. 82. N 1, ст. 8; 2. 00. N 1, ст. 8; 2. 00. N 1. 8, ст. 2. 11. N 4. 5, ст. 5. 42. Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2.

N 1. 85 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2. N 1. 5, ст. 1. 47.

N 4. 9, ст. 4. 90. N 4. 5, ст. 5. 49. N 5, ст. 4. 11) и в целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями приказываю: 1.

Утвердить Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению N 1 к настоящему Приказу. Утвердить Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению N 2 к настоящему Приказу. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2. Настоящий приказ распространяется на Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" в части ведения бухгалтерского (бюджетного) учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, от лица указанной корпорации при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной собственности Российской Федерации) и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса Российской Федерации.(п. Приказом Минфина России от 2. N 8. 9н)4. Признать утратившими силу: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3.

N 1. 48н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1. Российская газета, 2. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3 июля 2.

N 6. 9н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3. N 1. 48н" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1. Российская газета, 2. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3. N 1. 52н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3. N 1. 48н" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2. Российская газета, 2.

Заместитель. Председателя Правительства. Российской Федерации - Министр финансов. Российской Федерации. А. Л. КУДРИНПриложение N 1к Приказу Министерства финансов. Российской Федерации"Об утверждении Единого планасчетов бухгалтерского учетадля органов государственнойвласти (государственных органов),органов местного самоуправления,органов управления государственнымивнебюджетными фондами, государственныхакадемий наук, государственных(муниципальных) учрежденийи Инструкции по его применению"от 1 декабря 2. N 1. 57н. ЕДИНЫЙ ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТАДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННЫХОРГАНОВ), ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНОВУПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ,ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКАДЕМИЙ НАУК, ГОСУДАРСТВЕННЫХ(МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙСписок изменяющих документов(в ред. Приказов Минфина России от 1.

N 1. 34н,от 2. 9. N 8. 9н)- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- T- -- -- -- -- -- -- -- -- -- T- -- -- -- -- -- -- -- -- -- T- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -¬. Наименование ¦Синтетический счет ¦ Наименование ¦ Наименование вида ¦.

БАЛАНСОВОГО СЧЕТА ¦ объекта учета ¦ группы ¦ ¦. T- -- -- -- -- -+ ¦ ¦. T- -- -+ ¦ ¦. Раздел 1. Нефинансовые активы ¦. T- -- -- -- -T- -- -- T- -- -T- -- -- -- -- -- -- -- -- -- T- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -+. НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ ¦1 0 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦.

Основные средства ¦1 0 1 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦. Основные средства - ¦ ¦.

Основные средства - ¦ ¦. Основные средства - ¦ ¦. Основные средства - ¦ ¦. Жилые помещения ¦.

Нежилые помещения ¦. Сооружения ¦. Машины и оборудование ¦.

Транспортные средства ¦. Производственный и ¦. Библиотечный фонд ¦.

Прочие основные средства¦. Нематериальные активы ¦1 0 2 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦.

Нематериальные ¦по видам нематериальных ¦. Нематериальные ¦по видам нематериальных ¦. Нематериальные ¦по видам нематериальных ¦. Непроизведенные активы¦1 0 3 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦. Непроизведенные ¦ ¦. Земля ¦. Ресурсы недр ¦.

Прочие непроизведенные ¦. Амортизация ¦1 0 4 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦.

Амортизация ¦ ¦. Амортизация особо ¦ ¦. Амортизация иного ¦ ¦. Амортизация ¦ ¦. Амортизация ¦ ¦. Амортизация жилых ¦. Амортизация нежилых ¦.

Амортизация сооружений ¦. Амортизация машин и ¦. Амортизация транспортных¦. Амортизация ¦.

Амортизация ¦. Амортизация прочих ¦. Амортизация ¦. Амортизация недвижимого ¦.

Амортизация движимого ¦. Амортизация ¦. Материальные запасы ¦1 0 5 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦. Материальные запасы¦ ¦. Материальные запасы¦ ¦.

Материальные запасы¦ ¦. Медикаменты и ¦. Продукты питания ¦. Горюче- смазочные ¦.

Строительные материалы ¦. Мягкий инвентарь ¦.

Прочие материальные ¦. Готовая продукция ¦. Товары ¦. Наценка на товары ¦. Вложения в ¦1 0 6 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦. Вложения в ¦ ¦. Вложения в особо ¦ ¦.

Вложения в иное ¦ ¦. Вложения в предметы¦ ¦. Вложения в основные ¦. Вложения в ¦. Вложения в ¦. Вложения в материальные ¦. Нефинансовые активы ¦1 0 7 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦.

Недвижимое ¦ ¦. Особо ценное ¦ ¦.

Иное движимое ¦ ¦. Предметы лизинга в ¦ ¦. Основные средства в пути¦.

Материальные запасы в ¦. Нефинансовые активы ¦1 0 8 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦.

Нефинансовые ¦ ¦. Недвижимое имущество, ¦. Движимое имущество, ¦. Драгоценные металлы и ¦. Приказа Минфина России от 1. N 1. 34н) ¦.

Нематериальные активы, ¦. Непроизведенные активы, ¦. Материальные запасы, ¦.

Затраты на ¦1 0 9 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦. Себестоимость ¦по видам расходов ¦.

Накладные расходы ¦по видам расходов ¦. Общехозяйственные ¦по видам расходов ¦. Издержки обращения ¦по видам расходов ¦. Раздел 2. Финансовые активы ¦. T- -- -- -- -T- -- -- T- -- -T- -- -- -- -- -- -- -- -- -- T- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -+.

ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ ¦2 0 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦. Денежные средства ¦2 0 1 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦.

Денежные средства ¦ ¦. Денежные средства ¦ ¦. Приказа Минфина России от 2. N 8. 9н) ¦. Денежные средства ¦ ¦. Денежные средства ¦.

Денежные средства ¦. Денежные средства ¦. Касса ¦. Денежные документы ¦. Аккредитивы ¦.

Денежные средства ¦. Средства на счетах ¦2 0 2 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦. Средства на счетах ¦ ¦. Федерального ¦ ¦.

Средства на счетах ¦ ¦. Средства бюджета на¦ ¦. Средства на счетах ¦. Средства на счетах ¦. Средства на счетах ¦. Средства на счетах ¦2 0 3 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦.

Средства поступлений, ¦. Российской ¦. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации ¦. Средства на счетах ¦ ¦. Средства на счетах ¦ ¦. Средства на счетах ¦ ¦. Средства бюджета ¦.

Средства бюджетных ¦. Средства автономных ¦. Средства иных ¦.

Финансовые вложения ¦2 0 4 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦. Ценные бумаги, ¦ ¦. Акции и иные формы ¦ ¦.

Иные финансовые ¦ ¦. Облигации ¦. Векселя ¦. Иные ценные бумаги, ¦. Акции ¦.

Участие в уставном фонде¦. Приказа Минфина России от 2. N 8. 9н) ¦. Участие в ¦. Иные формы участия в ¦. Активы в управляющих ¦.

Доли в международных ¦. Прочие финансовые активы¦. Расчеты по доходам ¦2 0 5 ¦ 0 ¦ 0 ¦ ¦ ¦. Расчеты по ¦ ¦. Расчеты по доходам ¦ ¦.

© 2024 inethealth.ru -- Медицинский портал - Inethealth