Роман виктюк - биография, информация, личная жизнь. Роман с любовью Виктюк роман григорьевич здоровье сегодня

Главная / Микрофлора 

Светлана Мазурова «Российская газета» 20.10.2014

Роман Виктюк поставил пьесу о Чернобыле

Режиссер Роман Виктюк представит в Москве премьеру «В начале и в конце времён» — как раз накануне дня своего рождения, 27 октября, на сцене Театра имени Моссовета. А уже первого ноября спектакль покажут в Петербурге, в ДК имени Ленсовета.

Роман Григорьевич, я прочла пьесу Павла Арие «В начале и в конце времен» и удивилась: Виктюк, режиссер спектаклей «Служанки», «Саломея», «Нездешнего сада», вдруг взялся за современную пьесу, очень трагическую — про Чернобыль, деревенских людей, живущих после аварии на АЭС в «зоне отчуждения».

Роман Виктюк: В апреле исполнилось 28 лет со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС. Когда стали говорить, что четвертый саркофаг опять начал проявлять активность, угрожать человечеству, Украина попросила мир о помощи, но до сих пор, насколько я знаю, никто не откликнулся. А ведь беда может повториться. Значит, люди, живущие там, в опасности. Поскольку искусство — это все-таки метафора, а не натуралистическое отображение жизни, то, естественно, мы должны были найти форму, которая говорит о той беде и не может не волновать людей неравнодушных.

Я, как сейсмограф, улавливаю крик о помощи, и подумал, что театр не может сегодня не вспомнить о чернобыльцах, которые считают, что это их земля, и поэтому они оттуда никуда не уехали.

Дом в брошенном селе, неподалеку от реки Припять, вокруг — лес и болота. Наше время. Герои пьесы — бабушка, ее дочь и внук — остались в своем доме. Они настолько светлы, в них не угасла любовь друг к другу, к земле, к небу, к Богу. Бабушка, всю жизнь прожившая там, считает, что эта земля не имеет никаких очагов заражения, о которых им говорят, местная природная зелень только помогает, лечит от любой напасти, от лучевой болезни. И ее только радует, что живность — зайчики, курочки — вырастает большой. А все кричат: «Вы себя травите, убиваете!». Дочь говорит ей: «У нас есть правило: дичь, рыбу и грибы мы не ловим, не собираем и не едим». У них мальчик 8 лет. На вид ему 35, тощий, лысый, волосы не растут. Он главный герой для меня в этой структуре. Мозг Вовика не затронут, чист и светел, он не может формулировать мысли так, как хочет, но так произносит их, что это гораздо сильнее слов, которые он знает. В этом есть оптимизм и сила веры в человека, в его назначение. Никакие катаклизмы не могут изменить эту природу, если человек под Богом.

Кто играет мальчика?

Роман Виктюк: Игорь Неведров, мой замечательный ученик, удивительный ребенок. Он играет фантастически! В нем есть внутреннее сияние, это совершенно новое актерское поколение.

Интересно, кому вы дали роль 86-летней бабы Фроси?

Роман Виктюк: Ой, сказал бы, да не скажу. Это сюрприз! Даже для меня…

А где, как вы нашли пьесу, или она нашла вас?

Роман Виктюк: Мне позвонил мэр Львова и сказал, что у него есть пьеса про Чернобыль, она его потрясла: «Я подумал, что это должны ставить только вы!». Мне прислали пьесу, я прочитал и закричал: «Какой талант!» И мы встретились с драматургом. Ему 25 лет, он львовянин (как и я), но живет в Германии.

У вас такая традиция — выпускать премьеру к своему дню рождения? В прошлом году, например, ваш театр играл спектакль «Несравненная»…

Роман Виктюк: Совершенно верно. Я всегда так делаю — несмотря ни на что. Считаю, что это святой день: мама и папа на небесах ждут, чтобы это происходило! Поэтому 27 октября мы играем премьеру на сцене Театра имени Моссовета. И обязательно в свой день рождения привожу премьеру ленинградцам-петербуржцам, и нынче 1 ноября приедем в ДК имени Ленсовета.

Вы нередко восстанавливаете свои прежние постановки. Планируете осуществить вторую редакцию какого-то спектакля?

Роман Виктюк: Конечно! Сейчас мы работаем над «Федрой» по драме Марины Цветаевой. В 1988 году я ставил такой спектакль в Театре на Таганке. Так что к открытию нашего театра в Сокольниках (после реконструкции) будут два новых спектакля — «В начале и в конце времен» и «Федра».

Когда ждать открытия театра?

Роман Виктюк: Я пессимист по знанию и оптимист по вере. Как оптимист скажу — в ноябре.


Экспресс-газета выдала очередную скандальную статью. Скандал-скандалом, но некоторые факты действительно имеют место.

Так, для....общего развития скачала эту статью.

Топ-10 кумиров российских геев

Антон БОГОСЛАВСКИЙ

Геи любят составлять различные хит-парады самых сексуальных и желанных мужчин (да и, чего там стесняться, женщин тоже) и каждый год выбирать себе новую икону. В разные годы отечественные гомосексуалисты называли своими иконами ЛОЛИТУ, Аллу ПУГАЧЕВУ, Филиппа КИРКОРОВА, Диму БИЛАНА, Сергея ЛАЗАРЕВА, Жанну ФРИСКЕ и даже скандальную Жанну АГУЗАРОВУ. В этом году популярный российский секс-меньшинств снова обнародовал свой список признанных геев.

10-е место: Михаил Кузьмин

Выдающийся поэт, переводчик и композитор Михаил Алексеевич Кузмин (1872-1936) еще в 13 лет понял, что он является «необычным» юношей. Сексуальные отношения связывали Кузмина со многими писателями и художниками серебряного века. Первым из них является художник Константин Сомов , которому Михаил Кузьмин посвятил свое произведение - «Приключения Эме Лефеба». Потом у Кузмина был роман с художником Сергеем Судейкиным, но настоящее счастье он обрел с беллетристом Юрием Ивановичем Юркуном .

8-е место: Роман Виктюк

Театральный режиссер Роман Виктюк всю свою жизнь и работу посвятил исключительно любви, в том числе и гомосексуальной. В настоящее время его считают главным гей-режиссером отечественной театральной сцены.

6-е место: Алексей Апухтин

Российский поэт, «феноменальный юноша» он был верным другом и преданным любовником Петра Ильича Чайковского . Именно на стихи Апухтина Чайковский создал романсы, ставшие в конце XIX века хитами своего времени: «Ни отзыва, ни слова, ни привета...», «Забыть так скоро...» и другие.

5-е место: Николай Гоголь

Классик русской литературы Николай Васильевич Гоголь никогда особо не афишировал свою склонность к гомосексуализму. «Ночи на вилле» - это малоизвестная автобиографическая новелла писателя, в которой он описывает свою любовь к скончавшемуся у него на руках графу Иосифу Михайловичу Виельгорскому . Другой любовью Гоголя был художник Александр Андреевич Иванов , известный по картине «Явление Христа народу».

4-е место: Сергей Есенин

Пшеничные кудри и голубые глаза поэта всегда пробуждали вожделение отечественных геев. Некоторые «голубые» поклонники его таланта даже утверждают: несмотря на то, что у поэта были три удивительные по красоте и уму жены, его самые лучшие стихи посвящены мужчинам. И припоминают, что по одной из легенд, первой любовью Есенина был крестьянский поэт-гомосексуалист Николай Клюев , с которым Сергей Александрович якобы прожил полтора года. Говорят, что очевидцы часто видели эту парочку гуляющими и держащимися за руки . А следующими мужчинами Есенина якобы были поэт Мариенгоф и литературный секретарь Эрлих . Версия сомнительная, и по поводу Есенина, мы, пожалуй, с представителями секс-меньшинств не согласимся. Уж мы-то помним, какая бешеная страсть захватила поэта и Айседору Дункан , а так же кому он посвятил незабвенные строки «Шаганэ ты моя, Шаганэ»…

2-е место: Рудольф Нуреев

Второе место в гей-хит-параде принадлежит танцору балета Рудольфу Нурееву. Он, как впрочем и многие другие танцовщики, никогда не был замечен в связях с женщинами. Зато в личной жизни у него было много партнеров-мужчин: Эрик Брун, Уоллес Поттс, Роберт Трэси и другие.

1-е место: Борис Моисеев

Хотя Борис в последнее время активно открещивается от своей ориентации и даже завел себе невесту (на которой он, впрочем, не торопится жениться), отечественные геи по-прежнему почитают его за своего. Он стал первым в России певцом, совершившим «каминг-аут», то есть открыто признался на всю страну, что принадлежит к секс-меньшинству. И даже нынешний «кам-бэк» Бориса и его грядущая свадьба все равно не заставили отечественных гомосексуалистов поверить в то, что певец изменил своим принципам.


Веста Боровикова

- Роман Григорьевич, Вы выступали в БДТ, и я уже знаю об овации в полчаса, которую устроила вам питерская публика.

27 минут. Не полчаса. В двухтысячном зале. Они аплодировали неистово, завороженно. Этого не было в их театре давно, как они сказали. Они очень любят мой театр, это правда. Я всегда привожу к ним премьеру. И надо еще понимать, что мы играли в зале, где все они были. Все поэты. И Блок, и Мандельштам.

- То есть Мандельштам приехал в гости к Мандельштаму?

Совершенно верно. Он жил рядом, ведь театр в центре. И там ни-че-го в зале не изменилось. Хотя и делали ремонт.

- Что послужило идеей для рождения спектакля «Мандельштам»?

Театр потерял способность ставить поэтические произведения. Проще ставить бытовую драму. Смешные, грустные зарисовки из жизни, в которой мы живем. Но когда встала проблема перемены духа в театре, то решить её было возможно лишь поэзией. Потому что поэзия - это вершина всего. Но никто из наших великих поэтов на сцену не попал. Марина Цветаева носила и читала «Федру» в студии Вахтангова в те годы. И Вахтангов сказал: «Нет». Она второй раз приходила читать. И второй раз был отказ. И до тех пор, пока я не поставил «Федру» в театре на Таганке с Аллой Демидовой, драматургия Цветаевой интереса не вызывала. А я знаю, что без поэзии воспитать артиста сегодня в ощущении собственного духа и тела и соприкосновении с мирозданием не-воз-мож-но.

Потому что хороший артист – это тот, кто чувствует, как его направляет энергия, которая руководит вселенским процессом. Если артист слышит эти ноты оттуда, он совершенно по-другому играет каждый спектакль. Игорь Неведров и Дима Бозин первые получили возможность через свой организм пропускать те сигналы и волны, которые идут сверху. Все планируется, строится и разрушается наверху, но очень мало людей, которые слышат сигналы сверху. И могут их транслировать. И театр сейчас должен меняться не оформлением, не количеством смеховых раздражителей, не передразниванием вождей и животным смехом публики. Всё это подножный корм. И все это неправда.

Сейчас Миша Ефремов подражает Сталину, его интонации и так далее. Но все это - не о Сталине. Потому что Сталин – это порождение энергетической силы там, над всеми нами. Она выбрала его, чтобы люди очнулись. К сожалению, это не произошло.

- Вы хотите сказать, что зло является слугой Бога?

Конечно. Для того, чтобы люди не погрязли во зле, приходит его воплощение. А если сказать грамотно, то эта высшая энергия периодически вызывает рост энергии творчества. И появляется Серебряный век, например. Вспышка, и потом мы получили ошметки от нее. И больше эта энергия на землю не приходила. Поэтому сейчас мы наблюдаем пустые головы, низменные намерения и нежелание служить этому вселенскому энергетическому потоку.

- А как он работает? Например, в музыке?

Музыка – это, прежде всего волны, которые отправляются туда, вверх, а потом возвращаются оттуда на землю, и рождаются великие музыкальные произведения. Я очень примитивно объяснил этот процесс, но вы меня понимаете.

- Не все хотят пропускать через себя этот поток энергии. Потому что тот, кто к нему подключается, становится мишенью.

Это не имеет значения. Это и есть выбор. Как он может не стать мишенью, если вокруг – темнота?

- Вы только что создали афоризм.

- …и поэтому тех, кто чувствовал эти потоки, их миллионами отправляли подальше. А они там, в тюрьмах, на стенах оставляли свои строки. И эти строки читали. Но эта черная энергия. И ее в пять раз больше, чем остальной энергии на земном шаре.

- То есть любви в пять раз меньше, чем боли, страха, подлости и насилия?

В пять раз меньше.

- То есть за каждую минуту любви мы будем платить пятью минутами страданий?

Совершенно верно. Или – гибелью. Но те, которые уходят, свет там, наверху, увеличивают. И когда придет оборот всей этой гигантской структуры опять на землю, может быть, что-то изменится. Но этот приход надо готовить. Для взрыва, для всплеска небесного света людям на земле.

- Ваша миссия - это подготовить приход света?

- Далеко не все это понимают.

А зачем? У них есть ирония. И смех. Они говорят: «Сумасшедший!» - «Да, сумасшедший». - «В искусстве нельзя не быть сумасшедшим».

- Почти все ваши спектакли – об отсутствии любви. «Служанки» – о том, что любовь невозможна в рабстве. «Давай займемся сексом» - о попытке спрятаться от отсутствия любви в секс…

Этот спектакль - вообще наш вопль! Люди хотят любви даже в сумасшедшем доме. Но не получают, потому что она уходит из этого мира. Сейчас я тружусь над «Мелким бесом» Сологуба. Это все – о нас. Мелкий бес никуда не делся. Он процветает сегодня. И свою молитву ненависти он реализует. Когда-то я впервые поставил его в Русском театре в Риге. Здесь я даже не мог заикнуться о том, что хочу его поставить. Решил попробовать в Риге. Там меня привели в ЦК партии к человеку, который отвечал за культуру. Он меня выслушал и подписал разрешение. Приезжаю в начале сентября, разрешение действует. Прошу: «Я бы хотел встретиться с этим человеком». А мне говорят: «Он летом поехал с семьей в Париж и там остался». И я вспомнил его взгляд, когда он подписывал это разрешение. Он знал, что уедет. И в Русский театр в Риге впервые пошли эстонцы, именно на мой спектакль. Успех был ошеломляющий. И буквально в прошлом году они меня пригласили на годовщину «Мелкого беса» в Русский театр.

- То есть времени нет? Оно прорастает новыми побегами на старом месте?

Совершенно верно. Энергетика сохраняется там, куда она пришла. Человек, который открыл мне этот клапан в Риге, так и не вернулся. Но несколько раз оттуда передавал мне приветы.

- Видите, как важно встретить своих.

Можно ведь и не встретить своих. Если нет той же волны.

- Сологуб в предисловии к роману писал примерно так: «Вы думаете, это автор такой злой и нехороший? Нет, друзья, это автор написал о вас. Это вы - злые и нехорошие». Вы могли бы подписаться под этими словами?

Думаю, он многого не сказал. Действие в романе происходит на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Персонажи романа принимали участие в революции и строили новое государство. Это они в один день отказались от Бога. Он ведь не выдумал никого. Это интеллигенция, учителя гимназии. Будущие бойцы с самедержавием. И все монологи героя есть подготовка к убийству. Там есть гениальный монолог о том, что мысль об убийстве уже есть убийство. И то, как воспитывают гимназистов, и как дирекция следит за гимназистами, и то, в чем гимназисты участвуют в свободное время - участвуют в сражении - это все говорит о том, что «будет беда». Все это очень важные вещи. Сологуб хотел уехать.Но его жена покончила жизнь самоубийством, и он остался. Он перестал общаться с людьми, и его впервые стали называть «старик». Это великий писатель, и то, что он незаслуженно вошел в историю литературы без великой славы, это неверно. Его сто лет не издают. А у него есть и пьесы. Пьесу «Мелкий бес» он написал сам. И участвовал в постановке.

Роман Григорьевич Виктюк. Родился 28 октября 1936 года во Львове. Советский, российский и украинский театральный режиссёр, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2003), Народный артист Украины (2006), Народный артист Российской Федерации.

Родители были учителями.

Уже в школьные годы Роман Виктюк проявлял интерес к актёрской деятельности. В частности, вместе с друзьями и одноклассниками он ставил небольшие спектакли.

После школы отправился в Москву и поступил на актерский факультет ГИТИСа, который закончил в 1956 году, мастерская Орловых. Также его преподавателями были Анатолий Эфрос и Юрий Завадский.

По окончании вуза 1956 году актёрского факультета ГИТИСа работал в театрах Львова, Киева, Калинина и Вильнюса. Преподавал в студии Театра имени Франко в Киеве.

В 1970-1974 годах был ведущим режиссёром в Русском драматическом театре Литовской ССР (ныне Русский драматический театр Литвы).

Поставил пьесу П. Шеффера «Чёрная комната» (премьера 29 января 1971), романтическую драму Юлиуша Словацкого (в переводе Бориса Пастернака) «Мария Стюарт», «Валентин и Валентина» М. Рощина (1971), «Любовь - книга золотая» А. Толстого, «Дело передаётся в суд» А. Чхаидзе, «Принцесса и дровосек» Г. Волчек и М. Микаэлян (1972), «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, «Встречи и расставания» А. Вампилова, «Продавец дождя» Р. Нэша (1973).

Позднее приглашался в Вильнюс для постановок в Русском драматическом театре «Уроков музыки» Л. С. Петрушевской (премьера 31 января 1988) и «Мастера и Маргариты» по М. А. Булгакову (премьера 20 октября 1988).

Начиная с середины 1970-х Роман Виктюк ставит спектакли в столичных театрах, среди которых «Царская охота» в Театре им. Моссовета, «Муж и жена снимут комнату» и «Татуированная роза» во МХАТе, «Утиная охота» А. Вампилова и «Уроки музыки» Л. Петрушевской в Студенческом театре МГУ (был запрещён).

В 1988 году на сцене театра «Сатирикон» Роман Виктюк поставил свой самый известный спектакль - «Служанки», по пьесе Ж. Жене. Благодаря разработке особой актёрской пластики Валентином Гнеушевым, хореографии Аллой Сигаловой, подбору музыки Асафом Фараджевым, костюмам Аллы Коженковой, гриму Льва Новикова, - в сочетании с актёрской игрой Константина Райкина (Соланж), Николая Добрынина (Клер), Александра Зуева (Мадам) и Сергея Зарубина (Мсьё), - Виктюку удалось создать неповторимый спектакль, который был показан во многих странах мира, собрал восторженные отзывы прессы, а самого режиссёра сделал одним из самых узнаваемых и известных театральных деятелей.

Спектаклем «М. Баттерфляй» (1990), по пьесе Д. Г. Хуана, открылся Театр Романа Виктюка, объединивший артистов из разных театров, близких режиссёру своим мировоззрением. Роман Виктюк также является основателем (вместе с Игорем Подольчаком и Игорем Дюричем) Фондa Мазоха (1991, Львов).

Ключевая составляющая его спектаклей - эротика.

Сам Виктюк по этому поводу отмечал: "А потому что только в сексе человек проявляется естественно. В жизни люди настолько закрыты! Причина тому и злость, и ненависть – это норма нашего существования. Невозможно пробиться от одного человека к другому. И сокращение этого расстояния зависит от длины пениса. Ну, не морщьтесь, душечка, это не я сказал, а де Сад. И если задуматься, в этом нет ничего плохого. Насытиться телом, открыть через него человека, проще. И ничего страшного в том, что дистанция между двумя душами - половой орган. Мужской.

Любовь – вот основная заповедь природы человека. Другого ничего нет. Все остальное надумано государством, партиями, властями. Это все мусор, суета. Я первый приоткрыли ту завесу, которая годами прикрывала подлинность человеческой природы. Я вынес на театральную сцену любовь, ревность, томление, ожидание, подозрение. Я красиво обнажил не только душу, но и тело. И сделал это так, что одно без другого существовать не может".

Член жюри шоу Театр эстрады.

Владеет русским, украинским и польским языком.

Преподавал в эстрадно-цирковом училище, среди его известных учеников - Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин, Валентин Гнеушев. Выпустил несколько курсов в РАТИ - ГИТИС, среди учеников - Павел Карташев, Андрей Шакун, Евгений Лавренчук.

Читает лекции по режиссуре и актерскому мастерству в России, на Украине и в Италии. Преподает в Институте театрального искусства и даёт мастер-классы на курсах актёрского мастерства и режиссуры при Польском театре в Москве.

По мнению Виктюка, хороший актер должен быть бисексуален: "Есть гомосексуалисты, есть бисексуалы, места в этом мире хватает всем. Вот чего не хватает, так это любви. Катастрофически! Да, я первым начал кричать о том, что человек - структура бисексуальная, имеющая мужское и женское начало в равной степени. Артистов категорически неправильно воспитывали в советском театральном заведении, где из них делали только женщин или только мужчин. У актера изначально должно быть бисексуальное воображение".

Общественно-политические взгляды Романа Виктюка

В интервью Би-би-си 2006 года Роман Виктюк заявил, что даже в период тоталитаризма никогда не ставил спектаклей, которые бы «обслуживали систему». "Художник может существовать вне государства. Это путь непростой. Это путь человека, который взвешивает на себя жертвенное начало. Я служил во время тоталитарной системы, я пережил всех главных вождей тоталитаризма. Но я могу с радостью сегодня сказать, что я не поставил ни одного из 156 спектаклей, который бы обслуживал систему", - сказал он.

Положительно оценил т.н. Оранжевую революцию 2004 года на Украине, назвав её «духовной вспышкой» и отметил, что был поражён светом и аурой людей, вышедших на улицы.

В 2012 году режиссёр подписал открытое письмо с призывом к освобождению участниц группы «Pussy Riot» и даже выразил готовность поручиться за девушек.

Комментируя в 2014 году ситуацию в Донбассе, Виктюк призвал местных жителей выключить телевизоры, чтобы в тишине разобраться в происходящем, а также рекомендовал тем, кто не считает себя гражданином Украины, оставить страну в покое. Высказывался за принятие закона о защите животных от жестокого обращения.

Рост Романа Виктюка: 170 сантиметров.

Личная жизнь Романа Виктюка:

В молодости был женат. Супруга работала на «Мосфильме» и никакого отношения к актерской среде и его труппе не имела. Детей нет. О своем первом браке рассказывал: "Этого хватило, чтобы постичь всю эту премудрость. И сколько бы ни говорили великие о том, что одиночество – это не только удел, а единственно возможное существование творца, в это никто не верит".

По его мнению, "институт семьи и брака придумало государство, чтобы контролировать людей".

Ни для кого не секрет нетрадиционная сексуальная ориентация Виктюка, которого называют главным гей-режиссером отечественной театральной сцены.

"Читаю разгромные статьи в прессе, смеюсь и ужасаюсь. Когда же все это закончится? Когда же в чистую сотрется поколение моралистов? Не надо пытаться втиснуть меня в убогие рамки. Там где проблемы с душой, проблемы и с телом. В них столько отрицательной энергии!

Они сами не понимают, что она бродит внутри них и медленно пожирает. Для них секс - это то, что смердит. У них это действительно смердит! И их поцелуи, и их гениталии… Сексуальный восторг им неведом, и все, на что они способны, - в темноте, чтобы никто их не видел, потихоньку что-то у кого-то пощекотать. Вот и весь секс! Они никогда не умели заниматься им. Не хотели и не могли! И я всегда кричу, что самый большой грех на земле - не испытать любви и сексуального полета!", - говорит Виктюк.

Фильмография Романа Виктюка:

1976 - Вечерний свет, - режиссёр телефильма по одноимённой пьесе А.Арбузова;
1978 - Игроки, - режиссёр телефильма по пьесе Н. В. Гоголя;
1980 - Мне от любви покоя не найти - режиссёр телевизионной композиции по мотивам произведений У. Шекспира «Укрощение строптивой», «Ричард III», «Антоний и Клеопатра», «Отелло», «Гамлет»;
1980 - История кавалера де Гриё и Манон Леско - режиссёр телевизионного фильма-спектакля по мотивам романа аббата Прево;
1982 - Девочка, где ты живёшь?, - режиссёр телефильма по пьесе М.Рощина «Радуга зимой»;
1985 - Долгая память, - режиссёр фильма о пионере-герое Володе Дубинине, по мотивам повести Л.Кассиля и М.Поляновского;
1989 - Татуированная роза, - телеверсия спектакля МХАТ им. Чехова, по одноимённой пьесе Теннесси Уильямса;
1993 - Баттерфляй, - документальный фильм («киношоу, эротическое шоу или экзистенциональное шоу») о режиссёре Алексее Учителе;
2000 - Ростов-папа, - Нотариус (роль в телесериале);
2001 - Конец века, - Хенрик Станковский, врач-психотерапевт, стирающий память (роль в фильме);
2008 - Роман Карцев: Бенефис, - «Хорошо забытое старое»: спектакль Виктюка «Браво, сатира!», по произведениям М. Жванецкого, поставленный в Московском театре миниатюр для Карцева и Ильченко

В качестве актера в 1964 году сыграл в пьесе «Сомбреро» С. Михалкова (Львовский ТЮЗ им. М.Горького), роль - Шура Тычинкин.

Режиссёрские работы Романа Виктюка в театре:

Львовский ТЮЗ им. М.Горького:

1965 - «Всё это не так просто» по пьесе Г. Шмелёва (инсценировка рассказа Л. Исаровой «Дневник»);
1965 - «Когда взойдёт месяц» по пьесе Г. Грегори;
1967 - «Семья» И. Попова;
1967 - «Фабричная девчонка» А. Володина;
1967 - «Город без любви» Л. Устинова;
1967 - «Дон Жуан» Мольера

Калининский ТЮЗ:

«Мне хочется видеть сегодня тебя» по пьесе Р. Виктюка;
«Волшебная ёлка» В. Ткаченко;
«Мы, джаз и привидения» Э. Низюрского;
«Одной любовью меньше» А. Кузнецова;
«Коварство и любовь» Ф. Шиллера

Литовский Русский драматический театр (Вильнюс):

«Чёрная комедия» П. Шеффера;
«Встречи и расставания» («Прошлым летом в Чулимске») А. Вампилова;
1972 - «Принцесса и дровосек» Г. Волчек и М. Микаэлян;
«Похожий на льва» Р. Ибрагимбекова;
«Валентин и Валентина» М. Рощина;
«Мария Стюарт» Ю. Словацкого;
«Любовь - книга золотая» А. Толстого;
«Дело передаётся в суд» А. Чхаидзе;
«С любимыми не расставайтесь» А. Володина;
«Продавец дождя» Р. Нэша;
1988 - «Уроки музыки» Л. Петрушевской;
1988 - «Мастер и Маргарита» М. Булгакова

Театр имени Моссовета:

1976 - «Вечерний свет» А. Арбузова;
1977 - «Царская охота» Л. Зорина;
1992 - «Мистерия о нерождённом ребёнке» С. Коковкина

МХАТ им. М. Горького:

«Муж и жена снимут комнату» М. Рощина;
«То была не пятая, а девятая» А. Николаи;
1977 - «Украденное счастье» И. Франко;
1982 - «Украденное счастье» И. Франко;
1982 - «Татуированная роза» Т. Уильямса;
1988 - «Старая актриса на роль жены Достоевского» Э. Радзинского

Студенческий театр МГУ (Москва):

1977 - «Утиная охота» А. Вампилова;
1979 - «Уроки музыки» Л. Петрушевской;
1980 - «Утиная охота» А. Вампилова

Театр Комедии им. Н. П. Акимова (Ленинград):

1977 - «Незнакомец» Л. Зорина;
1983 - «Льстец» К. Гольдони

Одесский академический русский драматический театр:

1977 - «Самозванец» Л. Корсунского;
1981 - «Самозванец» Я. Костюковского

Театр-студия ДК «Москворечье» (Москва):

1982 - «Муж и жена» Альдо Николаи;
1984 - «Девочки, к вам пришёл ваш мальчик» («Чинзано») Л. Петрушевской

Государственный академический театр имени Е. Вахтангова (Москва):

1983 - «Анна Каренина» Л. Толстого;
1990 - «Уроки мастера» Д. Паунелла;
1990 - «Дама без камелий» Т. Реттигена;
1991 - «Соборяне» Н. Лескова;
1993 - «Я тебя больше не знаю, милый» А. де Бенедетти

Театр эстрады (Москва):

1983 - «Очевидное и невероятное» по произведениям А. Хайта 1987 - «Масенькие трагедии» по произведениям М. Городинского

Таллинский русский драматический театр (Таллин):

1983 - «Мелкий бес» Ф. Сологуба;
1988 - «Мастер и Маргарита» М. Булгакова;
1990 - «Мелкий бес» Ф. Сологуба;
1998 - «Бульвар Сан-Сет» по мотивам фильма Б. Уайлдера

Московский театр «Современник»:

1986 - «Квартира Коломбины» Л. Петрушевской;
1987 - «Стена» А. Галина;
1989 - «Мелкий бес» Ф. Сологуба;
1993 - «Адский сад» Р. Майнарди;
2009 - «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» В. Гафта

Киевский академический русский драматический театр им. Леси Украинки:

1987 - «Священные чудовища» Ж. Кокто;
1992 - «Дама без камелий» Т. Рэттигана;
1997 - «Бульвар Сан-Сет» по мотивам фильма Б. Уайлдера

Первый московский областной (Камерный театр):

1987 - «Глубокое синее море» Т. Рэттигана;
1988 - «Чёрный как канарейка» А. Николаи

Академический театр им. Горького, Горький:

1987 - «Уроки музыки» Л. Петрушевской;
1989 - «Чёрный как канарейка» А. Николаи;
1990 - «Милый, сколько яду положить тебе в кофе?» А. Николаи

Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина (Москва):

1988 - «Служанки» Ж. Жене

Театр Романа Виктюка:

1991 - «Служанки» Ж. Жене (вторая редакция);
1992 - «Двое на качелях» У. Гибсона;
1992 - «Лолита» Э. Олби по роману В. Набокова;
1993 - «Рогатка» Н. Коляды;
1994 - «Полонез Огинского» Н. Коляды;
1995 - «Любовь с придурком» В. Франчески;
1996 - «Философия в будуаре» Маркиза де Сада;
1997 - «Осенние скрипки» И. Сургучёва;
1997 - «Путаны» Н. Манфреди;
1998 - «Саломея» О. Уайльда;
1999 - «Заводной апельсин» Э. Бёрджесса;
1999 - «Пробуждение весны» Ф. Ведекинда;
2000 - «Антонио фон Эльба» Р. Майнарди;
2000 - «Эдит Пиаф» К. Драгунской;
2000 - «Кот в сапогах» М. Кузмина;
2001 - «Мастер и Маргарита» М. Булгакова;
2002 - «Мою жену зовут Морис» Р. Шарта;
2002 - «Давай займёмся сексом» В. Красногорова;
2004 - «Нездешний сад» («Нуриев») А. Абдуллина;
2005 - «Коза, или Сильвия - кто же она?» Э. Олби;
2005 - «Последняя любовь Дон Жуана» Э. Шмитта;
2006 - «Непостижимая женщина, живущая в нас» Х. Левина;
2006 - «Служанки» Ж. Жене (возобновление);
2007 - «Запах лёгкого загара» Д. Гурьянова;
2008 - «Восемь любящих женщин» Р. Тома;
2009, 15 июня - «R&J» по мотивам пьесы Шекспира;
2009, 16 ноября - «Фердинандо» А. Ручелло;
2014 - «В начале и в конце времён» Павла Арье (премьера на сцене театра Моссовета)

Рижский театр русской драмы:

2001 - «Эдит Пиаф» К. Драгунской;
2002 - «Мария Стюарт» Ю. Словацкого

Театральная компания «Бал Аст» (Москва):

2001 - «Наш Декамерон XXI» Э. Радзинского;
2003 - «Кармен» Л. Улицкой

Другие театры:

1984 - «Браво, сатира!» по произведениям М. Жванецкого (Московский театр миниатюр / Театр «Эрмитаж», Москва);
1984 - «Кто боится Вирджинии Вулф?» Э. Олби (Московский драматический театр «Сфера»);
1988 - «Федра» М. Цветаевой (Театр на Таганке, Москва);
1989 - «Наш Декамерон» Э. Радзинского (Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой);
1989 - «Рогатка» Н. Коляды (San Diego Repertory Theatre, Сан-Диего, США);
1990 - «Виктюк купил утюк» по пьесе Р. Виктюка «Виктюк»;
1990 - «М. Баттерфляй» Д. Хуана, «Фора-театр», Москва);
1991 - «Рогатка» Н. Коляды (театр г. Падуя, Италия);
1991 - «Татуированная роза» Т. Уильямса (Объединённый шведско-финский театр, Хельсинки);
1992 - «Служанки» Ж. Жене (ДК Железнодорожников, Тула);
1994 - «Фердинандо» А. Руччелло (Санкт-Петербургский государственный молодёжный театр на Фонтанке);
1995 - «Элеонора. Последняя ночь в Питтсбурге» Г. де Кьярра (ТЮЗ им. А. Брянцева, Санкт-Петербург);
1996 - «Бабочка… Бабочка» А. Николаи (Театр Сатиры на Васильевском);
1997 - «Саломея» О. Уайльда (Югославянский драматический театр, Белград, Сербия);
2000 - «Сладкоголосая птица юности» сцены из пьесы Т. Уильямса в бенефис Татьяны Дорониной (Центральный Дом актёра имени А. А. Яблочкиной, Москва);
2003 - «Иоланта» П. Чайковского (Краснодарский музыкальный театр);
2004 - «Искатели жемчуга» Ж. Бизе (Новая Опера);
2005 - «Сергей и Айседора» Н. Голиковой («Теорема Продакшн», Москва);
2006 - «Масенькие супружеские преступления» Г. Запольской («Театр-Медиа», Москва);
2009 - «Фуршет после премьеры» В. Красногорова (Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова);
2010 - «До свидания, мальчики!» Б. Балтера (Алтайский краевой театр драмы имени В. М. Шукшина);
2012 - «Реквием по Радамесу» А. Николаи (Московский академический театр сатиры);
2014 - «Жизнь и смерть товарища К.» (фин. Toveri K.) Э. Радзинского (Городской театр Хельсинки)

Роман Григорьевич Виктюк - "гениальный славянский режиссер", как называет его однокурсница Валентина Талызина, - родился во Львове. Именно там он, будучи еще школьником, начал ставить театральные эксперименты, используя одноклассников и друзей. Когда Рома подрос, он отправился в белокаменную, "на поклон москалям". И они приняли его в ГИТИС. Затем была голодная юность, запреты партийных органов ставить некоторые спектакли, жизнь в тесной московской коммуналке и... любовь. "Служанки" Жана Жене переменили все. Появилась масса поклонников - не только субтильных симпатичных юношей, но и из сильных мира сего. Теперь у Виктюка свой собственный театр, актеры и "чичирки".


С той минуты, как мы познакомились с Романом Виктюком, до того момента, как я начала работать над записанным на диктофон интервью, прошло несколько дней. За это время я успела послушать выступления Виктюка, посмотреть спектакль, им привезенный, и прийти к грустному выводу о том, что меня постигла участь многочисленных телевизионных и газетных коллег, которым Маэстро элементарно "вешал лапшу на уши". То, что показалось мне при первой встрече чуть ли ни откровением, оказалось "бродячими сюжетами" из одной беседы в следующую. Попав под мощный поток обаяния Романа Григорьевича, я простодушно заглотнула наживку - и оказалась на крючке. Впрочем, все эти подробности читателя, который ожидает от интервью качества, волновать не должны. Что ж, еще не поздно: попробуем с крючка сорваться.

- Мне показалось, что вы, Роман Григорьевич, не ждете, пока вам зададут вопрос, а умело ведете за собой интервьюеров, навязывая то, что хотите сказать.

Да, конечно. Я думаю, что смысл каждого такого разговора состоит только в том, что мне в данный временной отрезок нужно сообщить. Просто выходить к людям, - дурное времяпрепровождение.

- Таким образом, вы навязываете мне игру, в которую я играть не намерена?

Боже упаси! Вы не производите впечатление человека, которому можно что-то навязать.

- Спасибо. Но ведь сами вы бесконечно играете в какие-то игры, и не только - не сцене. Какой вы на самом деле, Роман Григорьевич?

Такие веши даже пытаться определить бессмысленно. Наша душа путешествует в разных воплощениях, и осмыслить себя в каждом из них невозможно. Я - Скорпион и Крыса, значит, на мне печать силы и лидерства. Хочу я или нет, - отделаться от этого не могу. Лидером я был с детства, которое прошло в львовском дворе, где я научился понимать идиш, говорил по-польски, по-украински.

- Пан розмовляе украинскою мовою?

Як я можу нэ розмовляты? Но свой первый спектакль, собрав соседских ребят, я поставил по-русски. Это была опера "Пиковая дама". Без слуха, без образования, я создавал свою собственную сказку. Наверное, уже в этих первых детских опусах проявилась моя страсть к режиссуре. И при этом во мне все время что-то бунтовало против существования в массе. Я чувствовал, что обязан был как-то вывернуться из коллективной среды и занять место впереди.

- Удалось?

В тринадцатилетнем возрасте я впервые попал в пионерский лагерь. Было это под Киевом, естественно, сверстники воспринимали меня как "бендеровца". Ко мне, хотя я к агрессии не располагал совершенно, сразу возникло резко негативное отношение. И вновь я - конечно, бессознательно - призвал на помощь театр. Собрал детей и начал ставить пьесу, сюжет которой был очень любопытным: немец допрашивал комсомольцев. Если вы думаете, что я играл роль комсомольца...

- Не думаю.

Конечно, я был немцем, который допрашивал.

- Естественно проявилась ваша "скорпионья" сущность.

Я же об этом и говорю... И - все. С этого момента все было подчинено мне: я стал знаменитостью. Дочка директора лагеря сразу меня полюбила, я ей назначал свидания и меня даже оставили в этом лагере на вторую смену. Бесплатно.

- Жизненный опыт, приобретенный в пионерском лагере, пригодился в дальнейшем?

В частности, в армии, служить в которой мне было противопоказано совершенно. К моменту призыва я уже работал в театре и на телевидении, все в Львове меня знали - и военачальники делали все возможное, чтобы освободить меня от службы. Один умный генерал мне посоветовал: "Пойдите, а при первой возможности я вас освобожу". Я пошел. И так читал эту присягу на военную службу, так клялся любить родину, - как будто играл "звездную" роль. Командир полка, услышав это, приказал: "Каждый раз, когда солдаты будут принимать присягу, первым с автоматом должен выходить он". Я, по-моему, эту клятву прокричал раз тридцать пять. Потом ко Дню Советской Армии командир полка попросил меня поставить какой-нибудь спектакль. Я выбрал из "Фронта" Корнейчука именно тот акт, где все офицеры ползают в окопах и воюют против немцев. Все - начальник школы, лейтенанты - в этой пыли, в этой грязи ползали по четыре часа в день. А меня оставили в покое. Я был избавлен даже от того, чтобы ночью бежать на кладбище с окурком на носилках.

- А это еще зачем?

Чтобы похоронить окурок, брошенный в неположенном месте... В общем, армию я прошел спокойно. Рубцов на сердце, должен сказать, не осталось.

- Что было после армии?

Безумный ребенок из Львова поехал учиться в Москву. Я никогда в жизни не уезжал так далеко, и меня провожали как в Сибирь (мамин брат и другие родственники отсидели по многу лет как "бендеровцы-).

- Итак, вы приехали в Москву...

В убеждении, что должен учиться не на театрального человека, а на музыкального. Даже уговорил месячным стоянием под дверью святую Галину Петровну Рождественскую научить меня "до-ре-ми-фа-соль" - я ничего этого не знал. Сутками напролет мы занимались музыкой. Я даже дирижировал, играл на рояле: если мне что-то взбредет в голову, - остановить меня нельзя. Так было всегда.

- "Непреклонный белый человек"...

На мой век выпало столетие Ленина, пятидесятилетие образования СССР и многое другое, но я не поставил ни разу ничего конъюнктурного. При этом на мне всегда было клеймо антисоветчика. А сейчас я живу в квартире сына Сталина - самый большой абсурд, который можно придумать. Никак не могу избавиться от ощущения, что из этой квартиры, хоть и приватизированной, меня, рано или поздно, выселят. Только представьте себе: живу в первом доме у Кремля. Ужас! Я уже и планировку в этой квартире переделал, но, все равно, ощущение того, что я там нахожусь случайно, - живет во мне категорически.

- Я слышала, что вы очень долго слонялись по коммунальным квартирам.

Конечно. Наследие Сталина мне досталось только пять-шесть лет назад... В ГИТИСе мне невероятно повезло с педагогами. Я бегал на все занятия, даже на те, которые посещать был не должен. Мой диплом подписывала сама Алиса Георгиевна Коонен. После смерти Таирова она было отсечена от жизни совершенно. А тут впервые после перерыва возглавляла экзаменационную комиссию. Никогда не забуду ее слов: "Никому оценок ставить не буду. У меня только одна просьба: поставить высший балл", - и назвала меня. Говорят, что после смерти Таирова Алиса Георгиевна прокляла Театр имени Пушкина, бывший Камерный. Через много лет мы репетировали там спектакль "М.Баттерфляй". И вдруг в зал (действие происходило зимой) влетела бабочка и полетела к сцене. Людмила Максакова тогда сказала мне: "Она, по-видимому, первый раз сняла проклятие. Может быть, я сумасшедшая, но бабочка - душа Коонен".

- А что, красиво...

Во всяком случае, тогда замечательно принимали премьеру, после которой мне вручили медаль Таирова и Коонен. Вообще считаю, что во всем есть некая закономерность. Я был одним из первых, кого Юрий Александрович Завадский пустил со стороны в театр Моссовета ставить спектакли.

- Прекрасно помню вашу "Царскую охоту" в театре Моссовета.

Она идет вот уже двадцать лет. А в свое время мне грозило исключение из ГИТИСа: прекрасно успевая по всем дисциплинам, я вел себя вне общей заданной программы. Остался я в институте только благодаря Юрию Александровичу. Как худрук ГИТИСа он пришел на показ "Женитьбы Фигаро", где я играл Керубино. Сам он когда-то играл в этой пьесе графа Альмавиву. И вот после нашего спектакля Завадский сказал: "На этом курсе есть один человек, достойный искусства", - и этим меня спас. Работая в театре Моссовета, я никогда не напоминал Юрию Александровичу об этом эпизоде. А однажды он меня спросил: "У тебя есть религиозный покровитель?" Я ответил, что - есть: святой Антоний. Завадский вдруг заплакал: "После того, как я сыграл "Чудо святого Антония" Метерлинка, поверил навсегда, что святой Антоний - мой покровитель". Тут я и напомнил ему эту институтскую историю. И Завадский, утирая слезы, воскликнул: "Это - ты? Я ведь ищу тебя с тех пор..."

- Действительно, повезло вам с педагогами. А еще, если не ошибаюсь, считаете своим учителем Оскара Уайльда?

В том смысле, что у нас в основном совпадает позиция по отношению к искусству.

- Уайльд сравнивал художника с цветком (цветет, как хочет), но, при всей его экстравагантности, все-таки, был человеком морали. О Виктюке же говорят как о человеке вне морали.

Что имеется в виду?

- Наверное, то, что вы занимаете позицию некого наблюдения, стороннего и холодного, за борьбой добра и зла.

Мало ли что говорят... Весь мой путь, наоборот, был борьбой с навязываемой обществом моралью, а вовсе не созерцанием со стороны. В противном случае я бы ставил Сафронова, который меня обхаживал. И как еще обхаживал! Я помню этот вечер, когда он приехал в черном костюме со звездой Героя, привез напитки и еду, накрыл шикарный стол и читал пьесу. И замминистра культуры, Зайцев Евгений Владимирович, ненавидя меня, уговаривал, чтобы я обязательно поставил эту пьесу. Они вообще считали, что я должен быть с ними. И сейчас коммунисты пишут в бульварных газетенках, что я - с ними.

- А вы - над всеми?

У нас ведь частный театр. Какое Жан Жене имеет отношение к политической структуре, в которой мы сегодня оказались? "Служанки" - пьеса о метафизике зла.

- Но вы-то сами - внутри этой метафизики или вне ее?

Как можно быть внутри? Думаю, что я - в противоречии. Нужно просто понять, о какой морали мы с вами говорим.

- Так я и пытаюсь выяснить, что для вас является нормами морали!

О! Есть десять заповедей, а есть мораль, которую вам навязывает существующая политическая структура. Прежде всего, это касается вмешательства государства в вопросы любви.

- Моя очередь спрашивать: что имеется в виду?

То, что семейную ячейку государство насильно превращает в политическую структуру, убивая в человеке свободу. Любовь ведь приходит свыше, а вот они в это вмешиваются. Единственное, куда им не удалось вмешаться, - в дела Ромео и Джульетты, Тристана и Изольды. Они не трогают Ромео и Джульетту, потому что ребята не дошли до следующего кирпичика под названием "семья". Я не знаю ни одного произведения, где бы два великих любовника входили в бессмертие с помощью семейной клетки.

- Так уж - клетки?

Семья - это и есть государственная клетка. Золоченная ли, серебряная, железная - но у государства всегда от нее имеется замок и ключ. Причем, государство точно знает, когда выпустить на волю, когда загнать, когда запереть. Такая мораль - против меня. Я уже объяснял в каком-то диалоге Караулову, что семья - не есть та обязательная структура, которую завещал Господь. Я первым начал кричать о том, что человек - структура бисексуальная, имеющая мужское и женское начало в равной степени. Артистов категорически неправильно воспитывают в советском театральном заведении, где из них делают только женщин или только мужчин. До сегодняшнего дня мои советские критикессы не могут понять, каким именно способом жили два влюбленных человека в моем спектакле "М. Баттерфляй".

- Напомним: через много лет счастливой жизни вполне гармоничной пары возлюбленная оказалась возлюбленным.

Так вот, критиков интересует способ. Я этой Маше Седых по телевидению отвечал и в газетах: она не понимает, потому что давно забыла о сексе. Ей уже не о способах думать надо, а борщ варить. Впрочем, трагедия в том, что она и этого не умеет...

- То есть, вы выводите на сцену актеров с бисексуальным воображением?

А как может быть по-другому? Тут никакого открытия нет. Только для советской страны явилось шоком то, что в "Служанках" верхняя половина костюмов - мужская, нижняя - юбки. А я считаю, что роль служанок должны играть мужчины. Собственно, и сам Жене так считал...

- Переносится ли бисексуальное воображение, которое вы воспитываете на сцене, и на личную жизнь актеров?

Это уже вопрос не ко мне, а к актерам. Вообще же сцена не имеет никакой связи с их личной жизнью.

- Но конкретные актеры, играющие, скажем, в "Служанках", - бисексуальны и в жизни?

Клянусь, даже не задумывался никогда. По простой причине: воображение ничего общего с реальностью не имеет. У них всех семьи, "манюрки", дети - вы что, с ума сошли? У всех! Впрочем, если бы они вздумали реализовать воображение в реальности, - в этом не было бы ничего зазорного. Но это вовсе не обязательно. Я недавно в Китае встречался с актером, который всю жизнь только "манюрок" и играл. Казалось бы, это должно в него войти. Но я видел фотографии его жены и детей.

- "Манюрками", как я понимаю, вы женщин называете?

Всех. А мужчин - "чечерками".

- А почему - так?

- "Чечерка" - половой орган. И "манюрка" - половой орган.

- Это на каком же языке?

Мне так удобно, чтобы не произносить вслух всем известных слов. А "гедзаться" - это совершать "гедзальный" акт. Когда работаю с американскими, шведскими артистами, они моментально привыкают к этим словам - и легко общаться. Разве не симпатичные слова? Игра, баловство должны быть во всем.

- Недавно в телеинтервью упомянутому вами Караулову Андрей Петров сообщил, что сегодня во всем мире мужчине, чтобы пробиться в высшие театральные и музыкальные слои, необходимо изменить привычную сексуальную ориентацию на менее традиционную. Правда ли, что возникла сегодня такая тотальная гомосексуальная ситуация?

Петрову с Карауловым, наверное, лучше знать. Я думаю, что сейчас во всем мире другой вопрос более актуален: нужно спасать "натуралов", потому что они - меньшинство. Надо заботиться о том, чтобы эти ошметки мужского сохранить.

- Вы сами любили когда-нибудь женщин?

Ну а как можно без этого, скажите? А вы?

- ?..

Значит, в вас еще не открыта вторая половинка. Рано или поздно, говорю я своим артисткам, наступает пора, когда надо обязательно через это пройти. Марлен Дитрих, Грета Гарбо - не худшие образцы, правда ведь?

- Кто-то из российских критиков написал несколько лет назад: "Виктюк - генерал, знающий ответы на все загадки. Разгадка у него одна: "задница".

Я никогда не читаю никаких газет. Даже не знаю, кто написал эту глупость. Мир, в котором я существую, к сожалению, - мир зависти.

- А еще в печати вас часто обвиняют в формализме. Не без оснований, на мой взгляд. Взять, к примеру, ваших "Служанок" и "Федру". В первом случае - блестящая пластика, ради которой вы пожертвовали сюжетом. Во втором - вы приносите в жертву той же блестящей пластике уже цветаевский стих. Не велика ли жертва? Форма торжествует победу над содержанием?

А форма и есть содержание искусства. Не "что", а "как" определяет все. Что же касается сюжета... Кто хочет, тот поймет: микрофоны доносят все тексты. Но должна же быть магия, доходящая только через молчание и импульсы.

- Хочу, чтобы вы прокомментировали одно утверждение: "Не попасть к Виктюку, пока он тебя ни "виктюкнет".

Глупости, это даже смешно.

- То есть, дифференцированно подходите к отбору в каждом конкретном случае?

Я вообще убежден, независимо от мужского или женского партнерства, что как только в творчестве переходишь телесный рубикон, - искусство заканчивается. Гениальное возникает только тогда, когда есть дистанция тайны. Всегда взаимопроникновение всех этих токов должно быть на уровне духовном. Насытиться телом, открыть через него человека, проще. Но тогда дистанция между двумя душами - половой орган. Мужской.

- Уточним: вы не приемлете для себя сексуальную близость с партнерами по сцене?

Категорически. Повторяю: это невозможно. Вот здесь проявляется нравственная структура искусства, а не жизни. В жизни же, когда человек уходит из твоего творческого поля, - пожалуйста. Иначе - никак. Каждый артист - грань твоей души, ее отсвет. Существует взаимопроникновение, когда свечение не должно исчезать с годами. На один раз режиссер как потребитель пользует актера как товар - и убивает этим артиста, употребив его и творчески, и физически. Как "гондон", который уже использован и больше не нужен.

- На пресс-конференции я слышала ваш рассказ о том, как после премьеры "Масеньких трагедий" Михаила Городинского вы вышли из театра с Хазановым - и попали в толпу провинциальных зрительниц, которые спешили выразить свое возмущение увиденным.

Я действительно об этом рассказывал. Ну и что?

- Вы умолчали о финале истории. На возмущенные реплики вы отреагировали так: "Гена, какие у них ужасные шапки!-

Умница: так я и сказал. Посмотрев на эти ножки и шапки, я изумился - как их можно всерьез воспринимать? Да не нужен им спектакль. Разве могут они оценить Городинского? Я, кстати, его очень люблю. Замечательный человечек.

- А еще на той же конференции вы рассказали, как потерпел крах спектакль по пьесе Пантелеймона Романова "Постскриптум к Вишневому саду". Не потому ли он провалился, что родители пионеров, занятых в вашем спектакле в большом количестве, пожаловались на растление детей?

Ты что, с ума сошла? Безумная, что ли? Родители не имели к этому никакого отношения - что за глупости? Все упиралось в Гену Хазанова - при чем тут дети, какие родители?

- А Геннадий Викторович при чем? Почему вы с ним разошлись?

По очень простой причине: он хотел быть единственным. А когда на первый план выходит режиссура - не годится. Он же не привык к партнеру, тем более - к партнерам, да еще к таким, которых не переиграешь. Какой скандал, какие дети? Смешно.

- Скажите, Роман Григорьевич, уместна ли в разговоре с вами категория "счастье-?

Уместна. Я вообще считаю, что сама наша жизнь на этой планете - уже есть добро. Не радоваться каждой минуте - преступление. Это мое глубокое убеждение, так я и существую.

- В таком случае, что для вас уход из жизни близкого человека?

Я ведь знаю, что этот мир временный и существует Вторая реальность. Если ты готовишься к переходу в нее, все остальное уже не имеет значения. Очень просто все спихнуть на земную структуру. Но над ней есть утренний пар, выпадающий росой. Именно это роса, превращаясь в воду, опускаясь обратно на землю, определяет, чему расти на почве.

- Все это чрезвычайно поэтично, но какое отношение роса имеет к вам, Роман Григорьевич?

Так ведь не замечают люди эту росу, а придумывают то, что бы они сами хотели в землю посадить. В силу испорченного воображения и возникают все эти "задницы". Каждый из критиков говорит о себе, а не обо мне - в этом их величайшая трагедия. Умение предугадать вперед и тебе наметить путь - вот задача критика. А Маша Седых реализует только свои комплексы.

- По-моему, Маша Седых - это ваш личный комплекс: вторично ее вспоминаете.

Я ей тридцать раз отвечаю, а она все равно пишет: "Как же в это можно поверить?" Да я приглашу в Москву героев "М.Баттерфляй" специально для нее.

- А они существуют на самом деле?

Ты что, с ума сошла? Жопа, это реальные лица.

- Сам - жопа.

Тише. Они - живые, и я хочу их всех собрать вместе с актерами. И - с критиками. Пусть герои сами расскажут моей Маше Седых, каким способом они жили, и как семнадцать лет влюбленный не замечал, что его "возлюбленная" - мужчина. Может быть, разобравшись, наконец, со способом, Машка поймет смысл этой пьесы.

- И это все, чего вам не хватает для полного счастья?

Отвечу. С детства меня не покидает ощущение одиночества. Не потому, что вокруг нет людей - это все есть. Но понимаешь, что тебе дано ощущение тайны, которую ты не можешь ни объяснить, ни навязать, ни пробиться с ней к людям. Сейчас, когда на место Бога пришел расчет и деньги, когда сердце уходит из основной ценности человека на земле, - невозможно пробиться сквозь стену, докричаться до этих механизмов, железных автоматов, которые прячутся в клетку семьи, где, как им кажется, они замечательно функционируют. Мне мешает, что становится все меньше и меньше артистов, которые способны в своем компьютере иметь кнопки страдания, радости, муки, смерти. В том, что их становится все меньше, есть величайшая грусть. Но я с упорством кретина каждое утро прихожу в репетиционный зал и голыми руками забиваю на площадке гвозди. Раны на руках не заживают. Я глубоко убежден: если они затянутся, - нужно все бросить и сказать: "до свидания". Кто не ощущает этой прозрачности, которая над всем, не должен заниматься искусством... Полиночка, вы - русская, я вам хорошо рассказывал T отстаньте...

P.S. Как утверждают люди, особо приближенные к Виктюку, "русская" и "отстаньте" - два его любимейших выражения. Что же до моего впечатления от собеседника... Можно, конечно, назвать его демагогом. Но если это так T более очаровательного демагога мне в жизни встречать не приходилось.

© 2024 inethealth.ru -- Медицинский портал - Inethealth