Что является формой рационального познания. Чувственное и рациональное познание: суть и формы

Главная / Микрофлора 

Рациональное познание другими словами можно назвать абстрактным мышлением, опосредоваными знаниями, полученными с помощью органов чувств, и выражающихся в основных логических нормах: понятиях, суждениях, умозаключениях.

Эти знания отражают общественные предметы и явления.

Понятие - это обобщенная характеристика объекта, выражающая его сущность и внутреннее содержание.

Суждение – это умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказанной мысли, носит оценочный характер, характеризуется психологическими состояниями сомнения, знания, убеждения, веры.

Умозаключение – умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий мысли различного содержания.

Мышление формирует абстракции.

Мышление формирует понятия на основе обобщения знаний, об отдельных предметах и их свойствах.

Таким образом, возникают например понятия, которые отражают свойства определенного множества предметов: круглое, кислое, холодное и т.д.

Или понятия о множестве однотипных предметов: кафедра, дом, дерево. Кроме того способно формировать абстракции высокого порядка.

Следует подчеркнуть, что мышление по своей сути является отводом, отвлечением от действительности.

И благодаря этой особенности мышление способно выделять, во первых общее свойство, существенные связи вещей и процессов, в третьих устанавливать причины вещей и процессов, в четвертых способно познавать законы движения и развития природы, общества и мышления, в пятых способно создавать целостную характеристику мира.

Понятие суждения и умозаключения выражаются в определенных языковых формах, словах и предложениях.

Язык – это знаковая система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности, средство общения между людьми.

Язык имеет различные формы: язык существует в устной форме, так же письменный язык, внутренняя речь, язык жестов, искусственные языки.

Единство мышления и языка не означает их тождество.

Мышление имеет идеальную природу, а язык является материальным феноменом.

Язык представляет собой систему звуков и знаков, он не отражает предметы, а он их обозначает, выступает их символами.

Как связаны между собой чувственное и рациональное познания

Чувственное и рациональное познания составляют стороны, моменты единого процесса познания, они взаимопроникают, они неразрывно переплетаются друг с другом.

Чувственное познание отражает конкретный объект с внешней поверхностной стороны, но при всей своей конкретности оно уже содержит в себе элементы обобщения.

Чтобы описать яблоко – круглое, гладкое, сладкое у человека должны быть понятия круглое, гладкое, сладкое. И такой элемент обобщения характерен для всех трех элементов познания.

Чувственное познание является предпосылкой к переходу к познанию рациональному.

Обращаясь к рациональному познанию в нем обязательно есть момент чувственного познания.

Без чувственного познания рациональное познание будет попросту лишено объективного содержания, у него не будет связи с внешним миром.

К этому надо добавить, что рациональное познание так же ориентирует и обуславливает познание чувственное.

Если на чувственное и рациональное познание посмотреть с исторической точки зрения, то надо признать первичность чувственного познания, именно оно ориентировало и обеспечивало жизнедеятельность древних людей на протяжении многих веков.

Но если на чувственное и рациональное познание смотреть с современных позиций, то надо констатировать, что чувственное выступает в неразрывной связи с рациональным и вместе они составляют общий единый процесс познания.

Существует в условии философии такие гносеологические течения, которые абсолютизируют одну из сторон познания.

Сенсуализм – это гносеологическое течение, которое абсолютизируют роль чувственного познания и стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств. К этому течению относятся: Эпикун, Протогор, Бэрдли, Юнг, Гобс, Лок, Гельвеций, Дидро.

Рационализм – течение, которое абсолютизирует роль рационального познания и стремится вывести все содержание познания из разума и абстрактного познания. К ним относятся: Гегель, Лейбниц, Спиноза, Де Карт.

Познание – это процесс, в котором в неразрывной связи находятся чувственное и рациональное познание, но в этот же процесс включены и многие элементы психики.

Еще в познавательной деятельности задействованы эмоциональная, волевая сфера сознания со сем предпосылочным знанием.

Рациональное познание мира и себя – уникальная способность человека, которая не свойственна больше ни одному виду организмов. Считается, что разгадка существования разума – прямой путь к пониманию цели и задач существования человечества.

Формированием знаний о познавательных процессах занимаются философы. Из нескольких направлений, над которыми работали разные философские школы, разгадкой тайны рационального мышления основательно начал заниматься Аристотель.

Современный взгляд на изучение мира

Согласно господствующей философской концепции, человек познает окружающий мир тремя путями:

  • через сенсорное восприятие;
  • через рациональное познание;
  • через иррациональное (эмпатическое) восприятие.

Эти три пути имеют в теории четкие границы. Но в обыденной жизни не всегда просто определить, к какому способу мыслительной деятельности необходимо прибегнуть, чтобы решить возникшую задачу.

Сенсорный путь

Сенсорное познание – обработка информации, поступающей от человеческих органов чувств.

Познание через возможность телесного взаимодействия является основной отличительной чертой сенсорного пути, от двух остальных.

Через органы чувств человек получает единичные характеристики единичных предметов, из которых он не может сложить определенные представления.

В контексте рассмотрения сенсорного познания интересно образование в сознании человека схем на основе сенсорного опыта. Именно эти схемы в теории часто путают с понятиями, которые уже являются одной из основных категорий рационального познания.

Презентация: "Познание мира: сущность и формы"

Познаем мир через рационализм

Каковы же основные формы рационального познания? Ведь оно дает человеку возможность исследовать то, что выходит за рамки изучения единичных предметов. Это мышление общими категориями, определение их взаимосвязей.

Именно этот путь вводит основную форму разумных построений – форму понятия.

Понятие

Многие начинающие философы определяют для себя, что понятие идентично слову или устойчивому словосочетанию. Пример: яблоко – является это понятием или нет? Нет. В данном случае применимым к яблоку понятием будет понятие «фрукты». Именно оно вводит категорию, которая является обобщающей по отношению к предметам, и на основе которой можно строить суждения и выводить особенности.

Если понятие – базовая единица в теории рационального познания, его кирпичик, то суждение – минимальная форма рационального познания.

Суждение

Суждение – связь понятий, которую можно охарактеризовать с точки зрения истинности или ложности.

Пример суждения: яблоко – это фрукт. Такое суждение можно оценить на истинность. И это основное отличие суждений от других форм выражения человеком каких-то своих пожеланий, вопросов или распоряжений. Например, распоряжение: «Закрой дверь!» не является суждением, поскольку его невозможно оценить на ложность или истинность.

Умозаключение

Умозаключение представляет собой переход от исходных знаний (в форме суждений) к новому знанию – заключению.

Презентация: "Умозаключение"


Когда у человека появляется необходимость приобретать новые знания и производить умозаключения? Тогда, когда у него нет схемы, шаблона действия, предписанного предыдущим индивидуальным или общественным опытом.

Рациональное познание – способ приобретения новых знаний путем выявлений связей и взаимоотношений между понятиями и предметами.

Иррациональный путь

Иррациональное познание – путь постижения мира через сопереживание.

Вокруг этого пути во все времена было больше всего ажиотажа. Именно на особенностях иррационального всегда возникали замысловатые методы исследования тех или иных сторон человеческого бытия (магия, колдовство, шаманизм). Особенно интересна такая форма эмпатии, как сопереживание.

Именно из сопереживания возникли такие основные категории иррационального, как душа, воля, инстинкт, жизнь.

Способность сопереживать происходящее и выстраивать, согласно полученным переживаниям, свое дальнейшее поведение – это основная функция эмпатии.

Не каждый из представленных путей познания может пользоваться всем спектром имеющихся методов-инструментов познания.

Так, при сенсорном восприятии используются исключительно некоторые эмпирические методы (наблюдение, эксперимент).

Иррациональное не использует ни эмпирические методы, ни теоретические методы. Эмпатия работает по своим биологическим законам и методам.

А вот рациональное познание использует исключительно теоретические методы: построение гипотез, обоснование теорий, дедукция, индукция, аналогии и прочее.

Отличия рационализма

Все научное познание – как современности, так и прошлых эпох – опиралось исключительно на рационализм, прародителем которого считается Сократ.

Рационализм признает единственный путь познания мира человеком – разум. В этом плане теория рационализма противопоставляет себя сенсуализму и иррационализму.

Основным отличием иррационализма от рационализма является то, что мыслить иррациональными категориями совершенно невозможно. Сам познавательный аппарат, предлагаемый иррациональным, не в состоянии вывести хоть какие-то базовые элементы, на которых возможно строить конструкции, способные давать новые знания, проверять их и прогнозировать получение следующих.


Невозможностью обобщать получаемый опыт характеризуется и сенсуализм, который дает сведения только о единичных явлениях. Рационализм, который двигается благодаря возможности выводить связи и закономерности из общих понятий, предоставляет возможность выводить общие законы, которые действуют на общие категории, тогда как сенсуализм в состоянии оценить только единичные случаи, и то в очень узких аспектах.

Хоть теория рационализма и является единственным возможным путем для научного познания мира, но без идей сенсуализма и иррационального это движение также было бы невозможно. Рационализм выступает объединяющим путем, который обрабатывает все познания, получаемые человечеством.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

К формам чувственного познания относят:

- элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

- отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.

Рациональное познание

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

К формам рационального познания относят:

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие « » не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

Основные направления в теории познания

В теории познания не существует единого мнения по поводу того, чему принадлежит решающая роль в познании — чувствам или разуму.

Сенсуализм

Сенсуалисты полагают, что новое знание можно получить только на основе , а разум замкнут в сфере уже известного. В умозаключении вывод, основанный на разуме и законах логики, не дает никакого приращения знаний по сравнению с посылками. Например, какое новое знание мы получаем из вывода «Золото проводит электрический ток», если мы и так знаем, что «Все металлы электропроводны»? Более того, заключение о том, что металлы электропроводны, нельзя получить только при помощи разума. Для этого нужно провести соответствующие опыты. Следовательно, чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений.

Рационализм

Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны.

Например, опыт подтверждает, что брошенный камень всякий раз летит вниз, но это еще не доказывает, что после очередного броска он не сможет полететь вверх. Для доказательства необходимы разум и теоретические расчеты (в данном случае — теория гравитации). Опыт и чувства много раз обманывали человечество. Это касается, в частности, представлений о форме Земли или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, без предварительной помощи разума чувства не могут получить никаких новых данных. Ученый, который не применяет разум, а опирается только на чувства, будет собирать все, что видит, однако разрозненные факты внелогической связи друг с другом будут чем угодно, но только не наукой. Опыт теоретически нагружен: любой эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.

И сенсуализм, и рационализм дают положительный ответ на вопрос о познаваемости мира. Данная позиция именуется оптимистической. В теории познания выработана также пессимистическая позиция, согласно которой мир непознаваем.

Скептицизм

Скептицизм выражает пессимистическую позицию и в принципе не отрицает возможности познания мира, но сомневается в том, что это возможно при помощи тех средств, которыми мы располагаем. Персидский поэт Омар Хайям (1048-1122) писал о мире так:

  • Все. что видишь ты. — видимость только одна,
  • Только форма — а суть никому не видна.
  • Смысл этих картинок понять не пытайся -
  • Сядь спокойно в сторонку и выпей вина.

Основы для скептической аргументации были предложены еще философами Древней Греции:

  • чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения, напри мер то, что нравится одному, вызывает у другого отвращение;
  • чувствам нельзя доверять также из-за того, что органы чувств постоянно обманывают нас, например преломление образа предмета на границе воздушной и водной сред создает обман зрения;
  • нельзя доверять и разуму, поскольку любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности; следовательно, доказать ничего нельзя, если только не принять на веру бездоказательные аксиомы или догматы.

Агностицизм

В агностицизме (от греч. agnostos — непознаваемый) представлен более сильный вариант пессимизма. Это течение отрицает познаваемость объективного мира. Яркий пример агностицизма — , согласно которому действительный мир принципиально непознаваем. Все, что мы можем познать, — лишь мир видимости, до неузнаваемости искаженный нашими чувствами и опытом.

Современная наука придерживается оптимистического взгляда на познание. Мир познаваем, считают ученые, и, хотя абсолютная истина недостижима, мы с каждым новым научным открытием все больше приближаемся к ней.

Что же считается первичным в процессе — чувства или разум? Хотя сенсуализм и рационализм противоречат друг другу, их обычно принято рассматривать как дополняющие друг друга направления, составляющие единство. В гаком ракурсе вопрос о первичности чувств или разума в познании снимается, и они могут рассматриваться как две стороны единого процесса познания мира.

Рациональное познание

Рациональное познание - процесс получения знаний о действительности посредством осуществления различных мыслительных процедур.

Рациональному познанию, так же как и чувственному, свойственны определенные формы, к числу которых относят:

Понятие; суждение; теорию.

Подпонятием подразумевают мысль, выделяющую из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки. Таким образом, понятие дает нам возможность зафиксировать знание об общих признаках какого-либо класса предметов.

Суждение - мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел. Суждения включают в себя понятия, а понятия раскрываются через суждения, Так, например понятие «преступление» входит в суждение «существуют преступления, посягающие на безопасность личности».

Теория представляет собой систему взаимосвязанных понятий и суждений, раскрывающую совокупность законов и закономерностей в какой-либо предметной области. Входе рационального познания используются различные методы, то есть способы познания. К числу наиболее значимых методов рационального познания относятся:

Индукция;

Дедукция, обобщение;

Абстрагирование;

Определение и др.

Рациональное познание обладает рядом характеристик, принципиально отличающих его от чувственного познания.

Рациональное познание имеет обобщенный характер. Это проявляется в способности человека выявлять общее у различных предметов, тогда как на уровне чувственного познания отображаются признаки, специфичные для конкретного индивида.

Рациональное познание носит абстрактный характер (от лат. abstractio - отвлекаться от чего-либо), то есть обладает способностью отвлекаться от частных, несущественных признаков предметов. Абстрактный характер рационального познания проявляется в способности человека мысленно создавать абстрактные объекты.

Рациональное познание, в отличие от чувственного, активно и целенаправленно. В своих мыслях мы можем произвести любые преобразования предмета, поставить любой мысленный эксперимент, выявить свойства предметов и отношения между ними, которые непознаваемы непосредственно, с помощью органов чувств.

Рациональное познание непосредственно связано с языком. Все мыслительные процессы осуществляются с помощью языка. Язык в этом смысле оказывается не только средством коммуникации между людьми, но и средством закрепления, передачи, объективирования знания.

Рациональное и чувственное познание самым тесным образом связаны между собой. Ощущения, восприятия и представления являются исходным материалом для мышления. Практически в любом рассуждении человек опирается на данные органов чувств. Вместе с тем, познавая мир, человек не просто фиксирует реакции своего организма на внешние воздействия. Его сознание активно вмешивается в процесс чувственного познания.

Рациональное познание.

Общая характеристика.

Осуществляется с помощью разума. Оно должна быть также названо мышлением.

Мышление – процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности.

Мышление связано с миром не напрямую, а через своих посредников, которыми являются органы чувств человека – мышление опосредованный процесс.

Т.о. мышление – процесс опосредованного (через чувства) и обобщенного (через понятия) отражения действительности.

В соответствии с давней философской традицией выделяют два вида мышления: рассудок и разум.

Рассудок – логическое мышление. Оперирует понятиями, но в пределах установленных правил (законов логики). Отличительные черты: строгость рассуждений, умение правильно строить свои мысли и правильно их выражать, стремление всœе классифицировать, привести всœе знания в систему. Но рассудку присущи схематизм, негибкость, жесткая определœенность.

Разум – диалектическое мышление. Стоит сказать, что для него характерно творческое оперирование понятиями, присуще гибкость, стремление к новым идеям, творчество. Разум стремиться постигнуть сущность вещей и явлений, выявить их причины и закономерности.

В реальной жизни, процессе познания разум и рассудок тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга; разум творит, рассудок выполняет рутинную работу.

Формы рационального познания:

понятия, суждения, умозаключения.

1. Понятие – простейшая клетка мышления, отражающая сущность предмета.

Все понятия образуются путем выделœения, а затем обобщения общих существенных признаков предмета при отбрасывании индивидуальных и второстепенных признаков. Пример: понятие сосна – наличие ствола, хвои и т.д. В случае если отсекать признаки дальше, то получим понятие дерево – растение и т.д.

Такие понятия, которые отражают общее, не фиксируя индивидуальное, называются абстрактными. Οʜᴎ составляют содержание любой науки, роль их в познании огромна, без них невозможно человеческое познание, т.к. в сокращенной форме они аккумулируют человеческий опыт.

2. Суждение – форма, которая выражает связь понятий между собой.

Мыслить – высказывать суждения. Суждение обычно выступает в роли предложения, в котором что-то утверждается или отрицается. В отличие от понятий суждения могут фиксировать различные признаки предмета (не главные).

3. Умозаключение – выведение из некоторых исходных суждений нового суждения (вывода).

Простейшее умозаключение обычно состоит из двух суждений и вывода – силлогизм. Пример: всœе люди смертны, Сократ человек à Сократ смертен.

Важнейшим условием достижения истинного знания является не только истинность первых двух суждений, но и не нарушение правил вывода (логики). Этим занимается логика.

Значение рационального познания: доводит познание до конца, мышлением постигается сущность вещей и явлений, законы бытия.

Рациональное познание. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Рациональное познание." 2017, 2018.

  • -

    Виды познания. Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определённых формах. Первый вид познавательной деятельности - это индивидуальное познание, которое формируется в процессе повседневной жизни, на основе личного опыта... .


  • - Чувственное и рациональное познание.

    Чувственное познание Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. К формам чувственного познания относят: Ощущение- элементарный... .


  • - Рациональное познание

    Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. К формам рационального познания относят: Понятие - мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие... .


  • - Логико-понятийное рациональное познание.

    Виды рационального познания. Рациональное познание мы будем толковать предельно широко, как познание существенных свойств и связей реальности, лежащих за пределами чувственно-перцептивного и эмоционально-аффективного опыта. Это – область деятельности... .


  • - ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ.

    В структуре познавательного процесса выделяют следующие уровни: чувственное и рациональное познание. Любой познавательный процесс (на уровне обыденного, мифологического, научного, художественного опыта) предполагает их наличие. Чувственное познание дает образную...

  • © 2024 inethealth.ru -- Медицинский портал - Inethealth