Теория и методика обучения плаванию. Методика Total Immersion: Самоучитель по плаванию Педагогические принципы и правила обучения плаванию

Главная / Желчный пузырь
Доктор педагогических наук, профессор А. И. Погребной
Кандидат педагогических наук Е. Г. Маряничева

Ключевые слова:
обучение плаванию, принципы, дети школьного возраста, эффективность учебного процесса.
В свое время Н.А. Бернштейн обратил внимание на одну важнейшую особенность освоения умения плавать: способность выполнять плавательные движения при переходе от неумения к умению держаться на воде в какой-то момент обучения постигается сразу, как бы скачком. Мы, развивая далее эту мысль, полагаем, что эта особенность связана с нахождением правильной ориентации движителя в потоке воды - под углом атаки . Как показали проведенные в нашей лаборатории исследования, для удержания на поверхности воды или передвижения в ней человеку необходим совершенно особый, характерный только для плавания навык создания опоры, используя внешнюю гидродинамическую силу. На практике способность продвигать гребущий элемент под углом атаки обучаемые, к сожалению, приобретают интуитивно, в результате большого количества повторений.

Разработанная нами методика начального обучения плаванию, базирующаяся на выявленных биомеханических и психолого-педагогических предпосылках, включает методику начального обучения и методику обучения различным способам плавания (спортивным, прикладным). В свою очередь, методика начального обучения разделяется на два этапа: первый - обучение навыку удержания на поверхности воды; второй - обучение передвижению в воде любым способом. В методическом плане четкой границы между этими этапами не существует.

На основе результатов многолетних исследований нами сформулирован первый частный принцип обучения плаванию - принцип первоочередности изучения опорного гребка . Поскольку основным биомеханическим условием передвижения в воде является умение создавать упор, или силу тяги, то есть продвигать кисть, стопу под определенным углом атаки во фронтальной плоскости, то, естественно, методика обучения плаванию должна основываться на изучении прежде всего этих движений.

В основе первого этапа обучения лежит овладение навыком создания упора в воде. Для формирования этого навыка нами разработаны и предложены основные, базовые, упражнения, изучаемые в определенной последовательности и позволяющие решать конкретные дидактические задачи. Характер упражнений инициирует у занимающихся активизацию сознания, самоконтроль и коррекцию движений. По мере освоения упражнений первого этапа следует соединять их в "связки" и переходить к различного рода перемещениям. Упражнения целесообразно наполнять адекватным смысловым содержанием.

Наличие общего механизма создания движущих сил в различных способах плавания свидетельствует о непринципиальности вопроса выбора первоначального способа передвижения в воде. Реализация принципа первоочередности изучения опорного гребка предполагает поддержание в воде вертикального положения тела (теменем вверх), что является физиологически естественным . При этом мы не отрицаем возможности освоения на данном этапе обучения движений ногами, выполняемых в горизонтальном положении. В кролевидных способах плавания движения стопы вверх-вниз естественны и просты, поэтому осваиваются легко. При обучении опорному гребку руками решаются следующие задачи: 1) научить создавать упор в средней фазе гребка и ощущать его величину; 2) научить создавать силу тяги в одном гребке; 3) выработать умение передвигаться посредством совместно выполняемых опорных гребков и движений ногами.

Результаты проведенного педагогического эксперимента по обучению плаванию детей и подростков школьного возраста свидетельствуют о том, что первоначальное освоение опорного гребка обеспечивает возможность более длительного, чем в контрольной группе, удержания на поверхности воды. По мере увеличения возраста учащихся обучение опорному гребку происходит быстрее. Было выявлено, что дети младшего школьного возраста, обучавшиеся по предложенной программе, освоили навык удержания на воде с помощью опорного гребка как в положении группировки, так и в положении на спине к 12-му занятию.

К 24-му занятию время удержания в положении группировки с помощью опорных гребков у детей экспериментальных групп колебалось от 62 до 248 с. Причем в отдельных случаях время удержания на поверхности воды с помощью опорных гребков достигало 5 и даже 10 мин. В контрольных же группах время удержания с помощью активных движений руками было значительно ниже (8-14 с).

Умение удерживать свое тело в горизонтальном положении с помощью опорных гребков повлияло и на качество овладения навыком скольжения на спине. Так, мальчики и девочки младшего школьного возраста экспериментальных групп "скользили" в среднем на 1,1-1,8 м больше, чем их сверстники в контрольных группах. Аналогичные данные получены и при выполнении скольжения на груди.

Дети младшего школьного возраста быстрее и качественнее осваивают опорный гребок в положении на спине, нежели в группировке, причем у девочек это происходит быстрее, чем у мальчиков. Дети экспериментальной группы имеют лучшие результаты выполнения всех видов скольжения. Очевидным было преимущество детей экспериментальной группы в освоении навыков плавания спортивными способами (в плавании как с помощью движений руками, ногами, так и в полной координации). Имея практически одинаковый темп движений, дети экспериментальной группы достигали более высоких показателей скорости плавания, "шага" передвижения, силы тяги. Это преимущество наблюдалось в плавании кролем на спине и кролем на груди.

Если на 12-м занятии существенных различий в показателях техники плавания с помощью движений ног в способах кроль на груди, кроль на спине не наблюдалось, то к 24-му занятию эти различия стали заметными. Скорость плавания у детей экспериментальных групп достоверно превышалатаковую у исследуемых контрольных групп.

Средняя величина "шага" достоверно увеличилась во всех экспериментальных группах и в ряде случаев превышала аналогичный показатель в контрольных группах. У детей экспериментальных групп резко возросла сила тяги при плавании с помощью движений ногами (на 34 - 65%) и стала достоверно выше, чем у детей контрольных групп (р<0,01). Все это свидетельствует о том, что дети экспериментальных групп стали выполнять данные движения лучше и с наименьшими затратами. Дети этого возраста быстрее и качественнее овладевают способом плавания кроль на спине, чем на груди, что подтверждается более высокими показателями скорости плавания и длины "шага". Все это позволяет рекомендовать для обучения детей младшего школьного возраста способ кроль на спине.

В среднем школьном возрасте опорный гребок в группировке осваивается более быстрыми темпами, чем в положении на спине. С возрастом обучение опорному гребку происходит быстрее, а девочки при этом опережают мальчиков. Умение проплывать дистанцию 25 м за счет опорного гребка и кролевидных движений ногами достигается мальчиками и девочками в возрасте 12-13 лет за 3,9, а в 14-15 лет - за 3,1 занятия. Умение проплывать ту же дистанцию кролем на спине приобретается мальчиками и девочками в возрасте 12-13 лет в среднем за 6,4 и 5,1 занятия соответственно, а девочками 14-15 лет - за 4,8 занятия.

В старшем школьном возрасте освоение обоих вариантов опорного гребка происходит за 3-4 занятия. При этом юноши и девушки могут достаточно длительное время удерживаться на поверхности воды. Динамика освоения этих вариантов опорного гребка у юношей и девушек в основном одинакова. Схожей у них является и динамика роста скорости плавания кролем на спине с более высокими ее величинами у юношей.

Известно, что отсутствие у человека опоры в воде приводит к появлению чувства страха, неуверенности. По свидетельству многих авторов , это серьезно затрудняет процесс обучения. Следовательно, если неблагоприятные психические состояния связаны в основном с потерей опоры, а получить ее можно, выполняя только определенные движения, то становится очевидным, что и в этом отношении методика начального обучения плаванию должна предусматривать также изучение в первую очередь техники создания опорного положения. Отсюда вытекает другой частный принцип обучения плаванию - - принцип единства психического и биомеханического . Действие этого принципа наиболее ярко проявляется при освоении опорного гребка, хотя распространяется и на другие этапы "строения" двигательного действия в плавании. Ограничиваясь только традиционными упражнениями по освоению с водой, рекомендуемыми практически всеми авторами, добиться эффективной психологической адаптации к водной среде довольно непросто.

Как показали результаты исследования, узловой момент при освоении плавательных движений - правильная ориентация движителя (кисть руки, стопа) под углом атаки, что представляет собой сложную задачу. Если такие параметры, как амплитуда движений, ее скорость и другие, подвластны контролю и срочной коррекции, то в отношении угла атаки это пока не представляется возможным. Возникающие при таком движении проприоцептивные ощущения не поддаются точному вербальному описанию. Особую роль здесь играют двигательные представления.

Для изучения адекватности сформированного представления о технике плавания способами кроль на груди и на спине нами были разработаны анкеты программированного опроса. Детям в возрасте 7-10 лет, обучавшимся плаванию по традиционной программе, предлагалось отметить правильное положение туловища, головы и некоторые элементы техники. В данном анкетировании приняли участие 90 детей, посетивших 36 и более занятий.

Анализ анкет по технике плавания способом кроль на груди выявил, что наибольшую трудность для детей представляло правильное движение кистью руки. Большой процент детей не имели четких двигательных представлений и по остальным элементам техники. Аналогичные ответы получены и при анализе анкет по технике плавания способом кроль на спине.

Таким образом, у детей младшего школьного возраста, обучавшихся по общепринятой методике более трех месяцев, не сформировалось четкого представления о технике изученных способов плавания. Наиболее сложными для детей являлись двигательные представления о движениях руками, как в способе кроль на груди, так и в способе кроль на спине. К возрасту 8-9 лет ряд элементов техники (положение тела в воде, согласование движений руками, положение головы, движения ногами) становились более доступными для понимания. При этом существенных половых различий в качестве ответов не отмечалось.

Не имея конкретной программы двигательных действий, основных опорных точек для самоконтроля, начинающие пловцы не могут адекватно оценивать собственные действия. Это видно из анализа оценок и самооценок испытуемых на этапе овладения указанными способами плавания. Из анализа значений оценок и самооценок видно, что ни в одном случае самооценка ученика не совпадала с оценкой преподавателя (р<0,001). Учащиеся оказались не в состоянии критически оценивать собственные действия. Наглядным примером могут служить величины оценки и самооценки при выполнении скольжения на спине. Так, имея среднегрупповую оценку в пределах 3 баллов, испытуемые ставили себе оценку значительно более высокую (4,0-4,6 балла). То есть самооценка занимающихся была выше объективной на 20 - 46%.

Следует заметить, что не выявлено возрастных и половых отличий ни в качестве усвоения материала, ни в адекватности самооценок учащихся 7-9 лет.

Нам представляется, что одним из путей оптимизации методики обучения плаванию детей младшего школьного возраста является целенаправленное формирование адекватных двигательных представлений, использование различных двигательных установок с учетом биомеханических закономерностей формирования плавательных движений. Для проверки данного положения мы в формирующем педагогическом эксперименте наблюдали 181 ученика 7-9 лет. Стараясь не нарушать сложившейся схемы планирования процесса обучения, мы предприняли попытку повысить эффективность обучения детей младшего школьного возраста плаванию введением специальных упражнений для изучения опорного гребка и методических приемов, направленных на активизацию самоанализа и самооценки двигательных действий. В целях освоения детьми умения находить опору в воде применялся комплекс специальных упражнений, направленный на изучение и совершенствование данного навыка.

Целенаправленное применение приемов и средств формирования двигательных представлений привело к их более качественному содержанию, что обеспечило предпосылку к успешному овладению учебным материалом.

Анализ результатов наших исследований позволил выделить следующие моменты: а) освоение отдельных элементов техники плавания происходит гетерохронно; б) в силу различной степени соответствия способностей ученика требованиям к выполнению отдельных действий последние осваиваются с разной скоростью, то есть неравномерно; в) ученик осваивает отдельные действия в той мере, в какой это способствует достижению результата (качественно и количественно). Иначе говоря, ученик придерживается принципа достаточности , а не принципа "максимума". В этом отношении первый из них близок по смыслу к принципу "минимального обеспечения функциональной системы", сформулированному П.К.Анохиным . Можно высказать предположение, что в процессе обучения плаванию достижение уровня исполнения идет вначале по одному параметру, а затем "подтягивается" другой.

Разработанная нами программа обучения предполагала включение с 25-го занятия упражнений, направленных на изучение опорного гребка в различных модификациях. Эти гребки задавались в виде установок: "хлопай за головой", "проплыви ногами вперед", "проплыви головой вперед", "выполни опорный гребок под грудью". Мы предполагали, что освоение гребковых движений в различных положениях и умение находить и использовать опору в этих положениях обеспечат положительный перенос навыка на освоение техники спортивного плавания. На 25-27-м занятиях 15-20% времени урока отводилось освоению новых вариантов опорного гребка. В дальнейшем эти упражнения применялись в качестве компенсаторного плавания.

Замечено, что у мальчиков и девочек скорость плавания и длина "шага" при проплывании 10-метрового отрезка претерпели достоверное (р<0,05) изменение. Темп выполнения опорных гребков при этом либо достоверно не изменился, либо уменьшился. Увеличение скорости проплывания свидетельствует о более качественном выполнении гребка. Это подтверждает и увеличение "шага" плавания. Причем темп прироста "шага" плавания практически совпадал с темпом прироста скорости плавания. Взаимосвязь (r) времени удержания на воде в результате выполнения опорных гребков с параметрами техники плавания спортивными способами

К 24-му занятию все дети экспериментальных групп не только смогли преодолеть 25-метровый отрезок способом кроль на спине, но и приняли участие во внутригрупповых соревнованиях. Средняя скорость плавания у мальчиков экспериментальных групп превышала таковую в контрольных группах на 6-27%, у девочек - на 15-16% (р<0,01). Темп движений руками при этом во всех случаях был достоверно ниже у детей экспериментальных групп (р<0,05), а их "шаг" плавания значительно превосходил таковой у детей контрольных групп: у мальчиков - на 13-40%, у девочек - на 20-84% (р<0,01). Во всех экспериментальных группах показатель силы тяги также достоверно превышал соответствующий показатель в контрольных группах. Все вышесказанное свидетельствует о более рациональной технике плавания детей экспериментальной группы.

К 36-му занятию различия в скорости плавания между детьми контрольных и экспериментальных групп стали еще более заметными. При этом увеличение скорости плавания в экспериментальных группах произошло в основном не за счет увеличения темпа движений руками, а за счет достоверного увеличения (p<0,001) "шага" плавания. В контрольных группах к данному занятию "шаг" плавания оставался практически неизменным.

Сила тяги достоверно (р<0,05) увеличилась во всех исследуемых группах, но дети экспериментальных групп по -прежнему достоверно (р<0,05) превосходили по данному показателю испытуемых контрольных групп. Скорость, показанная в способе кроль на груди на 10-метровом отрезке, на 36-м занятии была достоверно (р<0,001) выше во всех экспериментальных группах. Как и при плавании кролем на спине, темп движений руками при плавании кролем на груди в экспериментальных группах был достоверно (р<0,05) ниже.

Преимущество в скорости плавания было достигнуто за счет большего "шага" плавания: у мальчиков - на 16-33%, у девочек - на 36-53%. Достоверно выше (р<0,05) были значения силы тяги во всех экспериментальных группах.

К концу курса обучения дети экспериментальных групп проплывали за одно занятие 1000-1500 м. Все они смогли принять участие в соревнованиях, преодолев 50 м вольным стилем.

Можно полагать, что большая эффективность экспериментальной программы обучения плаванию объясняется наличием положительного переноса навыка с опорных гребков на технику спортивных способов плавания. Обнаруженная нами закономерность в установлении тесных взаимосвязей между отдельными показателями различных видов опорных гребков с техникой передвижений в воде (см. рисунок) свидетельствует о единстве функциональных элементов техники плавательных движений, отражающих действие общего механизма создания движущих сил и возможностях положительного переноса с различных видов опорных гребков на технику плавания спортивными способами.

Следует отметить, что испытуемые экспериментальной группы стали более объективно оценивать свои действия, и их самооценка практически совпадала с оценкой преподавателя, чего не наблюдалось в контрольной группе. Можно полагать, что техническое мастерство пловца проявляется в точности и своевременности коррекций, обеспечивающих приспособление к изменениям внешних условий решения двигательной задачи и внутренней структуры действия. Можно попытаться скопировать эталонную технику плавания, но невозможно скопировать коррекции, обеспечивающие эту технику, в связи с их постоянным изменением. Это становится понятным с позиций рассмотрения двигательных действий как механизмов решения двигательных задач, регулируемых смыслом и целью, включающих ориентирование в ситуации по ходу построения действия.

Мы разделяем точку зрения В.П.Лукьяненко о том, что для успешного освоения движений необходимо формировать не точность отдельных параметров (даже под контролем сознания), а специфический характер их взаимосвязей. Это обстоятельство делает бессмысленным процесс совершенствования точности отдельных параметров под контролем сознания в отвлеченных движениях, так как в основе выработанного таким образом механизма лежат коррекции неприспособленных к данной функции высших уровней построения движений. Это обстоятельство определяет необходимость максимальной приближенности заданий, психотехнических приемов к реальным условиям плавания. Кроме того, задания, связанные с качественной стороной гребка, видимо, отражают ситуацию решения учебной задачи. Отсюда в основу предлагаемой нами методики можно положить разрабатываемый В.В.Давыдовым принцип, согласно которому детям сразу предлагается для усвоения общий способ, и тем самым снимаются трудности при решении любых задач данного класса.

Конечно, не все способности развиваются в процессе обучения в одинаковой мере: меньше других развиваются те, наличный уровень развития которых оказывается достаточным для обеспечения требуемой степени успешности исполнения, более интенсивно развиваются те качества, по которым создаются противоречия между требованиями деятельности и уровнем их развития. В соответствии с теорией развивающего обучения процесс обучения плаванию следует организовать так, чтобы эта деятельность носила развивающий характер, то есть на каждом этапе обучения трудность выполнения упражнений должна находиться на уровне верхней границы возможностей обучающихся. Этот принцип может стать основой индивидуального подхода , заключающегося во временной индивидуализации обучения в рамках существующих учебных программ. Установленные функциональные связи между отдельными способностями свидетельствуют о внутренней сложности процесса обучения плаванию и выступают как теоретическое обоснование принципа индивидуального подхода к обучению. Безусловно, неравномерность и гетерохронность развития двигательных и психических способностей в процессе индивидуального развития и в процессе обучения имеют свои причины, которые в будущем еще предстоит выяснить.

Вместе с тем некоторый свет на данную проблему могут пролить результаты нашего исследования психомоторных способностей детей в процессе обучения плаванию. Установлено, что в процессе обучения плаванию улучшается управление временными и пространственными параметрами движений, достигающее относительно стабильных значений, причем в воде это улучшение более выраженно. Возникает вопрос, насколько это важно для освоения навыка плавания? Здесь мы вплотную приближаемся к проблеме соотношения способностей, умений и навыков. Если отвечать на поставленный вопрос с позиций системогенеза деятельности, то умения и навыки будут выступать как этапы формирования системы, и между ними нет принципиальной разницы. Гораздо труднее установить соотношение навыков и способностей. Мы разделяем точку зрения В.Д.Шадрикова относительно того, что функциональная система навыков как бы "произрастает" из системы способностей. Это система вторичного уровня интеграции, если принять систему способностей за первичную.

Правильная постановка цели и задач на уроке обеспечивает его эффективность. Традиционно же в большинстве случаев это делается для учителя, а не для ученика. Такая ситуация характерна для педагогики "субъект-объектных" отношений, в которой ученик является объектом обучения и воспитания. В настоящее время педагогика "субъект-субъектных" отношений завоевывает все больше сторонников. Главное же препятствие на пути ее распространения заключается в неразработанности проблемы постановки задания в форме, при которой ученик становится субъектом учебной деятельности. Здесь будет уместным высказать некоторые требования к правильной постановке заданий. Необходимо: а) выяснить, понимает ли ученик слова, из которых состоит задание; б) выяснить, понимает ли ученик слова в том же смысле, что и тренер; в) выяснить, понимает ли ученик само задание, не искажает ли оно его прошлый опыт; г) в случае необходимости использовать при формировании задания аналогии, примеры из прошлого опыта; д) обратить внимание ученика на необходимость соблюдения условий, при которых задание выполнимо; е) установить соответствие задания уровню возможностей ученика.

Движущей силой развития, как известно, выступают противоречия и их разрешение. В педагогике основным противоречием, обеспечивающим развитие ученика, является противоречие между способностями и требованиями деятельности. Суть этого заключается в том, что действие вначале осуществляется с опорой на имеющиеся способности, но требования деятельности к способностям могут превышать их наличный уровень развития, и тогда под влиянием требований деятельности способности переходят в развитие. Таким образом, основой управления развитием в учебном процессе по плаванию выступает способ (принцип) дозирования трудностей . Развитие осуществляется по пути придания тому или иному качеству черт тонкого приспособления к требованиям и условиям деятельности. Педагог должен располагать набором технологий обучения и использовать их в зависимости от индивидуальных качеств ученика. Ученика нужно учить такого, каков он есть, а не подгонять его под стандарт обучающей технологии. Результаты формирующего эксперимента подтвердили обоснованность вышеупомянутых принципов, в процессе реализации которых было обеспечено улучшение качества и сокращение сроков обучения плаванию.

Литература

Понятно опишем что такое методика обучения плаванию. Многие подумали что сейчас увидят в этом разделе подробное описание о том, как научиться плавать? Нет, этот раздел совсем о другом. Здесь, как говориться вода и сырость, здесь просто текст. Но прочитав его, Вы просто поймете суть обучения плаванию, ведь это не сухое повторение упражнений за тренером.

Итак, - это схема последовательного изучения и освоения отдельных элементов способа плавания и их согласования.

Вот общая схема методики обучения плаванию :

1. Обучение дыханию;

2. Обучение работе ног;

3. Обучение согласованию работы ног и дыхания;

4. Обучение работе рук;

5. Общее согласование работы рук, ног и дыхания.

Это касается каждого способа плавания. Всему надо учиться последовательно и начинают изучение плавания с дыхания и работы ног. И на последующих занятиях отрабатывают сначала дыхание и работу ног, а потом уже приступают к изучению нового материала, например работе рук.

Теперь важные моменты по методике обучения! У каждого тренера может быть своя методика отличающаяся от методики другого тренера. Эти различия основываются на опыте тренера.

Второе, методика обучения плаванию зависит и от возраста обучающихся и их индивидуальных особенностей, так что приведенная схема не строго регламентирована и могут быть отступления. Но всё же данная схема - это основа методики обучения спортивным способам плавания проверенная многолетним опытом разных поколений тренеров по плаванию.

На мой взгляд, а взгляд у меня опытного тренера)) каких то уникальных методик обучения плаванию нет. Это я к чему, а к тому чтобы вы не велись на красивые слова "оригинальная методика обучения плаванию", "уникальная методика". Всё зависит от тренера, его опыта обучения, его знаний, и умений как бывшего пловца, а то сейчас плавать учат все кому не лень, даже те кто плавать сами толком не умеют. И такое встречается.

Что можно ещё отнести к методике обучения плаванию помимо упражнений? Ответ: ну надо же ещё уметь доступно объяснить, как говориться разложить по полочкам, заинтересовать, увлечь, в конце концов влюбить ученика в плавание)). Итак встречайте к методике относят словесные методы, это беседа, разъяснение, и тд.

Также к методике можно отнести применение на своих уроках соревновательного и игрового метода, если обучение проходит в группе.

С какого способа лучше начать обучение плаванию?
Или последовательность обучения в плавании.

Опять же всё не строго регламентировано. Один тренер начинает с кроля на груди, другой с кроля на спине, а третий вообще с брасса. Дельфин, тяжёлый физически способ плавания и без сомнений его учат последним, но в уроки можно и нужно добавлять работу ног дельфином. Считается, что проще обучить плавать сначала с кроля на спине , так как нет фазы выдоха в воду, а это многим сначала даётся не просто. Но, есть взрослые и дети, которые сильно бояться лечь на воду на спину. И тогда им такой вариант не подойдёт. Таких учеников учат плавать сначала с кроля на груди или брасса.

Допустим мы начали учить плавать с кроля на груди. Сначала дыхание, потом работу ног. И тут очень хорошо показать ученику движения руками брассом с дыханием. Поверьте, это новички осваивают очень хорошо. Итак, в обучение кролю встроилось упражнение из брасса: руки брасс с дыханием, а ноги работают кролем. Таким образом отрабатываем дыхание и работу ногами кролем. А далее уже руки кролем и дыхание.

А вообще тренеру виднее на месте с какого способа учить плавать своего ученика.

Ученик не умеет плавать вообще!

Всё это подходит, если ученик умеет хоть как то держаться на воде. А если ученик вообще нулевой. Пришёл в бассейн и увидел воды больше, чем у него в ванной. Тогда начинаем с таких упражнений, как "подуть на воду", "выдохи в воду у бортика", "поплавок", "медуза", скольжение, работа ног сидя на бортике. То есть самые простые ознакомительные упражнения с водой.

Вот и получилась интересная и доступная для понимания статья.

Методы обучения -- теоретически обоснованные и проверенные на практике способы и приемы работы учителя (преподавателя, тренера), применение которых обеспечивает оптимально быстрое и качественное решение задач (Н.В. Чертов, 2001).

При обучении плаванию применяются три основных группы методов:

  • --словесные;
  • --наглядные;
  • --практические.

К словесным методам относятся рассказ, объяснение, пояснение, беседа, разбор, анализ, указания, команды, распоряжения.

Используя объяснение, рассказ, давая указания, оценку действий и др., тренер помогает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, осмыслить, устранить ошибки. Краткая, образная и понятная речь педагога определяет успех применения этих методов. Рассказ применяется при организации урока, игры, объяснении ее правил. Описание создает предварительное представление об изучаемом движении. Описываются его основные, ключевые элементы, но без объяснения, почему оно выполняется так или иначе. Объяснение должно быть кратким, образным и легким для понимания, содержать элементарные теоретические сведения и конкретные практические указания по выполнению элементов и движений в целом, т. е. дает ответ, почему именно надо делать то или иное, так или по-другому. Пояснение позволяет уточнять непонятные моменты. Беседа с обоюдными вопросами и ответами повышает самостоятельность и активность занимающихся, а педагог имеет обратную связь с учащимися, что дополнительно помогает ему узнать своих учеников. Разбор какого-либо упражнения или задания в целом, игры проводится во время подведения итогов занятия. Анализ и обсуждение ошибок направлены на коррекцию действий занимающихся. При этом необходимо уделить внимание каждому ученику индивидуально в виде поощрения или замечания.

Указания даются для предупреждения и устранения ошибок до и после выполнения упражнений. Указания заостряют внимание обучаемых на выполении правильных исходных положений, основных ключевых моментов выполняемого движения, разъяснении условий для его правильного воспроизведения, подсказке о всевозможных ощущениях, которые возникают при этом. Например, при освоении правильно выполненного гребка рукой: «Почувствуй, как ты отталкиваешься от воды при каждом гребке».

При работе с детьми указания часто даются в форме образных выражений и различных сравнений, что облегчает понимание сущности задания. Например, при обучении выдоху в воду: «Дуй на воду, как на горячий чай». Помимо решения учебных задач педагог устанавливает взаимоотношения с занимающимися, воздействуя на их чувства. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогает решению учебных и воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес. Учитывая специфику плавания, все необходимые объяснения, обсуждения и другие объемные словесные методы и приемы инструктор проводит на суше -- до или после занятий в воде. Когда группа находится в воде, инструктор отдает только лаконичные команды, распоряжения, чтобы дети не замерзли. Например, он говорит: «Сейчас выполним скольжение на груди. Руки вытянуть вперед. Принять исходное положение. Сделать вдох -- «толчок» (последняя команда дается голосом или свистком). После выполнения упражнения, когда ребята встали на дно и повернулись лицом к инструктору, подводятся итоги: «Хорошо. Тело нужно держать напряженным, больше тянуться вперед. А теперь посмотрим, кто дольше проскользит. Принять исходное положение. Сделать вдох и...» Таким образом, с помощью команд инструктор как бы управляет группой и ходом обучения. Все задания на уроке выполняются под команду, она подается коротко, в приказном тоне. Команды определяют начало и окончание движения, исходные положения при выполнении заданий, место и направление для проведения учебных заданий, темп и продолжительность их выполнения. Команды делятся на предварительные (например, «Опустить лицо в воду!») и исполнительные (например, «Толчок!»). С детьми младшего школьного возраста команды используются с большими ограничениями. Подсчет в плавании применяется только в начальный период обучения -- для созданий необходимого темпа и ритма выполнения движений. Подсчет осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями: «раз-два-три, раз-два-три» и т. д.; при изучении движений ногами кролем: коротким «вдох» и длинным «вы-ы-дох» -- при освоении выдоха в воду. Кроме команд, необходимо давать методические указания, предупреждающие возможные ошибки и оценивающие результаты выполнения упражнений. В них чаще всего уточняются отдельные моменты и условия правильного выполнения упражнения. Так при выполнении скольжения на спине инструктор может указать, что упражнение получится только в том случае, если занимающиеся примут положение лежа, а не сидя.

Как известно, учебные варианты упражнений для изучения техники плавания значительно отличаются от техники плавания в совершенном, мастерском исполнении. Поэтому, чтобы добиться необходимых движений при начальном обучении плаванию, инструктору приходится давать порой неточные с точки зрения высокого технического мастерства объяснения. Результат этих неверных на первый взгляд пояснений -- наименьшее число ошибок и быстрое освоение учебного варианта техники плавания. Например, объясняя движения ногами и руками кролем, инструктор говорит: «Ноги и руки должны быть прямые и напряженные, как палки». Конечно, ноги и руки невозможно, да и не нужно держать таким образом: во время плавания они, встречая сопротивление воды, будут сгибаться настолько, насколько нужно для правильного гребка. Подобная ориентировка позволяет избежать типичной ошибки для всех начинающих -- излишнего сгибания ног и рук. К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, учебных, наглядных пособий, фото и видеоматериалов, кинофильмов, а также применение жестикуляции.

Показ включает демонстрацию специальных учебных пособий, видеоматериалов, кинограмм, кинофильмов:

  • --непосредственное наблюдение за техникой плавания хороших спортсменов, а также знакомство с имитационными движениями, позволяющими пловцу лучше понять изучаемый или совершенствуемый технический элемент;
  • --разучивание и совершенствование по частям движений рук, ног, одной руки, согласование движения рук и др.,
  • --разучивание и совершенствование движений в целом;
  • --устранение ошибок в технике прямым или косвенным путем.

Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям в целостном виде, так и с разделением движения на части (замедленным его выполнением, остановками в главных фазах). Гребок рукой в кроле, к примеру, изучается с остановкой руки в трех основных фазах гребка. Во время остановок рекомендуется 2-3 раза напрягать мышцы руки по 3-5 с. Однако выполнением отдельных частей (фаз) плавательного цикла увлекаться не нужно. Как только занимающиеся получили представление о способе плавания в целом, они должны как можно больше плавать. Учебные варианты техники на суше демонстрирует инструктор, в воде -- занимающиеся, у которых лучше получается данное упражнение. Показ может осуществляется не только до начала занятия (на суше), но и во время него.

Эффективность показа определяется положением инструктора по отношению к группе:

  • 1)инструктор должен видеть каждого занимающегося, чтобы исправить его ошибки;
  • 2)занимающиеся должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей его форму, характер и амплитуду.

Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих упражнений. Негативный показ («как не надо делать») возможен только при том условии, если у занимающихся не создается впечатления, что их передразнивают. Условия повышенного шума, характерные для бассейна, затрудняют восприятие команд и распоряжений тренера (инструктора). Поэтому в плавании применяется система условных сигналов и жестов, при помощи которых облегчается связь тренера (инструктора) с группой и каждым учащимся в отдельности и управлением учебно-тренировочным процессом. Жестикуляция заменяет команды и распоряжения, помогает уточнить технику выполнения движений, предупреждать и исправлять возникающие ошибки, подсказывать темп и ритм выполнения движений, задавать скорость проплываемых отрезков, останавливать учащихся и др.

К практическим методам относятся:

  • --метод практических упражнений;
  • --соревновательный метод;
  • --игровой метод.

Метод практических упражнений может быть:

  • --преимущественно направленным на освоение спортивной техники;
  • --преимущественно направленным на развитие физических качеств.

Обе группы практических упражнений тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга на всех этапах. Первая группа больше применяется на начальных этапах, вторая -- на последующих. Обучение технике движений может вестись двумя методами: методом целостно-конструктивного упражнения (целостного) и методом расчлененно-конструктивного упражнения (по частям).

При обучении плаванию все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение способом плавания в целом. Разучивание по частям облегчает освоение техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество. Разучивание в целом применяется на завершающем этапе освоения техники плавания. Совершенствование техники плавания проводится путем целостного выполнения плавательных движений. Методы развития физических качеств, называемые еще методами тренировки, подразделяются на:

  • --равномерный (равномерное преодоление расстояния с заданной интенсивностью);
  • --переменный (равномерное преодоление с различными ускорениями по ходу дистанции);
  • --повторный (повторное преодоление заданных отрезков с заданной интенсивностью);
  • --интервальный (повторное преодоление отрезков с заданной интенсивностью, но строго регламентированным, как правило, незначительным интервалом отдыха).

Каждый метод может использоваться при плавании как в полной координации, так и по частям (элементам), а также с чередованием полной координации и отдельных элементов. Соревновательный и игровой методы широко применяются в начальном обучении плаванию. Оба метода привносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение будет включено в игру или соревнование, его обязательно следует выполнить всей группой. Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий. Помимо всех вышеперечисленных методов в практике плавания применяется и метод непосредственной помощи, который используется в том случае, если после объяснения и показа задания новичок все же не может его выполнить. Инструктор берет руки (ноги) занимающегося в свои руки и помогает ему несколько раз правильно воспроизвести движение.

Пла́вание - вид спорта или спортивная дисциплина, заключающаяся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций. При этом в подводном положении по действующим ныне правилам разрешается проплыть не более 15 м после старта или поворота (в плавании брассом подобное ограничение сформулировано по-другому); скоростные виды подводного плавания относятся не к плаванию, а к подводному спорту.

За свою долгую историю человечество разработало множество различных стилей плавания. В настоящее время основными стилями плавания являются: вольный стиль (кроль) , плавание на спине , брасс и баттерфляй .

Всероссийская Федерация плавания определяет плавание вольным стилем таким образом: «Вольный стиль означает, что пловцу разрешается плыть любыми способами, произвольно меняя их на дистанции». Ранее в качестве вольного стиля использовались: брасс, плавание на боку и треджен-стиль. В 1920-х годах все эти стили плавания вытеснил более совершенный и быстрый кроль.

Кроль известен человечеству с древнейших времен. Несмотря на это, европейские и американские спортсмены долгое время ничего не знали о кроле, отдавая все свои предпочтения другому стилю плавания – брассу. Заново «познакомиться» с кролем западная цивилизация смогла в 1844 г. на соревнованиях в Лондоне, где использовавшие кроль американские индейцы легко опередили именитых английских спортсменов, плававших брассом. Европейцы долгое время не могли преодолеть предрассудков и отказывались плавать столь «варварским», по их мнению, способом. Но вскоре (в 1870-х гг.) англичанин Джон Треджен, путешествовавший по Аргентине, обучился технике кроля у коренного местного населения и через несколько лет представил свой новый стиль на соревнованиях в Британии (правда, Джон перенял у индейцев только движения рук – ногами он по-прежнему работал в горизонтальной плоскости). Затем его технику усовершенствовали братья Дик и Тумс Кэвилл из Австралии (огромное влияние на которых оказал стиль плавания жителей Соломоновых островов). Возникший таким образом так называемый «австралийский кроль» был доработан чуть позже американцем Чарльзом Дэниэлсом, включившим в него ещё и шеститактовые гребки ногами. Таким образом, Дэниэлс создал «американский кроль», от которого и идет развитие современного стиля.

Итак, кроль (от англ. crawl - «ползти») - стиль плавания на груди, при котором пловец совершает широкие гребки вдоль тела попеременно левой и правой рукой, одновременно непрерывно и попеременно поднимая и опуская ноги. Лицо спортсмена находится в воде, и лишь периодически во время одного из гребков пловец поворачивает голову, для того чтобы сделать вдох.

Плавание на спине – стиль плавания на спине, визуально похожий на «перевернутый кроль». Так же, как в кроле, пловец совершает здесь попеременные гребки руками (правда взмах выполняется прямой рукой, а не согнутой), в то же время непрерывно и попеременно поднимая и опуская ноги. Так как лицо спортсмена практически постоянно (кроме старта и поворотов) находится над водой, отпадает необходимость выдохов в воду.

Плавание на спине – 3-й по скорости стиль плавания, и единственный, в котором старт выполняется непосредственно из воды.

Брасс (от фр. brass – «рука») - стиль плавания на груди, при котором пловец совершает одновременные и симметричные движения рук, а также одновременные и симметричные движения ног в горизонтальной плоскости под поверхностью воды.

Среди всех стилей плавания брасс – самый древний и, в то же время, самый медленный.

Баттерфляй (от англ. butterfly - «бабочка», альтернативное название «дельфин») - стиль плавания на груди, при котором пловец совершает одновременные и симметричные движения левой и правой частями тела. Руками спортсмен выполняет мощный гребок по широкой траектории, за счет чего передняя часть его корпуса приподнимается над водой, совершая в то же время симметричные волнообразные движения ногами и тазом. Среди всех стилей плавания баттерфляй – наиболее энергозатратный, требующий максимальной выносливости, а также точности исполнения.
Баттерфляй возник в 1935 году, и считался тогда новой разновидностью брасса, разрешенной для применения на соревнованиях. Но в 1953 году, за счет огромного преимущества в скорости перед классическим брассом, баттерфляй был выделен в отдельный стиль плавания.

Методы обучения - теоретически обоснованные и проверенные на практике способы и приемы работы учителя (преподавателя, тренера), применение которых обеспечивает оптимально быстрое и качественное решение задач.

При обучении плаванию применяются три основных группы методов:

Словесные;

Наглядные;

Практические.

К словесным методам относятся рассказ, объяснение, пояснение, беседа, разбор, анализ, указания, команды, распоряжения.

Используя объяснение, рассказ, давая указания, оценку действий и др., тренер помогает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, осмыслить, устранить ошибки. Краткая, образная и понятная речь педагога определяет успех применения этих методов.

Рассказ применяется при организации урока, игры, объяснении ее правил.

Описание создает предварительное представление об изучаемом движении. Описываются его основные, ключевые элементы, но без объяснения, почему оно выполняется так или иначе.

Объяснение должно быть кратким, образным и легким для понима­ния, содержать элементарные теоретические сведения и конкретные практиче­ские указания по выполнению элементов и движений в целом, т. е. дает ответ, почему именно надо делать то или иное, так или по-другому.

Пояснение позволяет уточнять непонятные моменты.

Беседа с обоюдными вопросами и ответами повышает самостоятельность и активность занимающихся, а педагог имеет обратную связь с учащимися, что дополнительно помогает ему узнать своих учеников.

Разбор какого-либо упражнения или задания в целом, игры проводится во время подведения итогов занятия.

Анализ и обсуждение ошибок направлены на коррекцию действий занимающихся. При этом необходимо уделить внимание каждому ученику индивидуально в виде поощрения или замечания.

Указания даются для предупреждения и устранения ошибок до и после выполнения упражнений. Указания заостряют внимание обучаемых на выполении правильных исходных положений, основных ключевых моментов выполняемого движения, разъяснении условий для его правильного воспроизведения, подсказке о всевозможных ощущениях, которые возникают при этом. Например, при освоении правильно выполненного гребка рукой: «Почувствуй, как ты отталкиваешься от воды при каждом гребке».

При работе с детьми указания часто даются в форме образных выражений и различных сравнений, что облегчает понимание сущности задания. Например, при обучении выдоху в воду: «Дуй на воду, как на горячий чай».

Помимо решения учебных задач педагог устанавливает взаимоотношения с занимающимися, воздействуя на их чувства. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогает решению учебных и воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес.

Учитывая специфику плавания, все необходимые объяснения, обсуждения и другие объемные словесные методы и приемы инструктор проводит на суше - до или после занятий в воде.

Когда группа находится в воде, инструктор отдает только лаконичные команды, распоряжения, чтобы дети не замерзли. Например, он говорит: «Сейчас выполним скольжение на груди. Руки вытянуть вперед. Принять исходное положение. Сделать вдох - «толчок» (последняя команда дается голосом или свистком). После выполнения упражнения, когда ребята встали на дно и повернулись лицом к инструктору, подводятся итоги: «Хорошо. Тело нужно держать напряженным, больше тянуться вперед. А теперь посмотрим, кто дольше проскользит. Принять исходное положение. Сделать вдох и...»

Таким образом, с помощью команд инструктор как бы управляет группой и ходом обучения.

Все задания на уроке выполняются под команду, она подается коротко, в приказном тоне. Команды определяют начало и окончание движения, исходные положения при выполнении заданий, место и направление для проведения учебных заданий, темп и продолжительность их выполнения.

Команды делятся на предварительные (например, «Опустить лицо в воду!») и исполнительные (например, «Толчок!»). С детьми младшего школьного возраста команды используются с большими ограничениями.

Подсчет в плавании применяется только в начальный период обучения - для созданий необходимого темпа и ритма выполнения движений. Подсчет осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями: «раз–два–три, раз–два–три» и т. д.; при изучении движений ногами кролем: коротким «вдох» и длинным «вы-ы-дох» - при освоении выдоха в воду.

Кроме команд, необходимо давать методические указания, предупреждающие возможные ошибки и оценивающие результаты выполнения упражнений. В них чаще всего уточняются отдельные моменты и условия правильного выполнения упражнения. Так при выполнении скольжения на спине инструктор может указать, что упражнение получится только в том случае, если занимающиеся примут положение лежа, а не сидя.

Как известно, учебные варианты упражнений для изучения техники плавания значительно отличаются от техники плавания в совершенном, мастерском исполнении. Поэтому, чтобы добиться необходимых движений при начальном обучении плаванию, инструктору приходится давать порой неточные с точки зрения высокого технического мастерства объяснения. Результат этих неверных на первый взгляд пояснений - наименьшее число ошибок и быстрое освоение учебного варианта техники плавания. Например, объясняя движения ногами и руками кролем, инструктор говорит: «Ноги и руки должны быть прямые и напряженные, как палки». Конечно, ноги и руки невозможно, да и не нужно держать таким образом: во время плавания они, встречая сопротивление воды, будут сгибаться настолько, насколько нужно для правильного гребка. Подобная ориентировка позволяет избежать типичной ошибки для всех начинающих - излишнего сгибания ног и рук.

К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, учебных, наглядных пособий, фото и видеоматериалов, кинофильмов, а также применение жестикуляции.

Показ включает демонстрацию специальных учебных пособий, видеоматериалов, кино­грамм, кинофильмов:

Непосредственное наблюдение за техникой плавания хороших спорт­сменов, а также знакомство с имитационными движениями, позволяю­щими пловцу лучше понять изучаемый или совершенствуемый техниче­ский элемент;

Разучивание и совершенствование по частям движений рук, ног, одной руки, согласование движения рук и др.,

Разучивание и совершенствование движений в целом;

Устранение ошибок в технике прямым или косвенным путем.

Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям в целостном виде, так и с разделением движения на части (замедленным его выполнением, остановками в главных фазах). Гребок рукой в кроле, к примеру, изучается с остановкой руки в трех основных фазах гребка. Во время остановок рекомендуется 2–3 раза напрягать мышцы руки по 3–5 с. Однако выполнением отдельных частей (фаз) плавательного цикла увлекаться не нужно. Как только занимающиеся получили представление о способе плавания в целом, они должны как можно больше плавать. Учебные варианты техники на суше демонстрирует инструктор, в воде - занимающиеся, у которых лучше получается данное упражнение. Показ может осуществляется не только до начала занятия (на суше), но и во время него.

Эффективность показа определяется положением инструктора по отношению к группе:

1) инструктор должен видеть каждого занимающегося, чтобы исправить его ошибки;

2) занимающиеся должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей его форму, характер и амплитуду.

Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих упражнений. Негативный показ («как не надо делать») возможен только при том условии, если у занимающихся не создается впечатления, что их передразнивают.

Условия повышенного шума, характерные для бассейна, затрудняют восприятие команд и распоряжений тренера (инструктора). Поэтому в плавании применяется система условных сигналов и жестов, при помощи которых облегчается связь тренера (инструктора) с группой и каждым учащимся в отдельности и управлением учебно-тренировочным процессом. Жестикуляция заменяет команды и распоряжения, помогает уточнить технику выполнения движений, предупреждать и исправлять возникающие ошибки, подсказывать темп и ритм выполнения движений, задавать скорость проплываемых отрезков, останавливать учащихся и др.

К практическим методам относятся:

Метод практических упражнений;

Соревновательный метод;

Игровой метод.

Метод практических упражнений может быть:

Преимущественно направленным на освоение спортивной техники;

Преимущественно направленным на развитие физических качеств.

Обе группы практических упражнений тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга на всех этапах. Первая группа больше применяется на начальных этапах, вторая - на последующих.

Обучение технике движений может вестись двумя методами: методом целостно-конструктивного упражнения (целостного) и методом расчлененно-конструктивного упражнения (по частям).

При обучении плаванию все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение способом плавания в целом.

Разучивание по частям облегчает освоение техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество. Разучивание в целом применяется на завершающем этапе освоения техники плавания. Совершенствование техники плавания проводится путем целостного выполнения плавательных движений.

Методы развития физических качеств, называемые еще методами тренировки, подразделяются на:

Равномерный (равномерное преодоление расстояния с заданной интенсивностью);

Переменный (равномерное преодоление с различными ускорениями по ходу дистанции);

Повторный (повторное преодоление заданных отрезков с заданной интенсивностью);

Интервальный (повторное преодоление отрезков с заданной интенсивностью, но строго регламентированным, как правило, незначительным интервалом отдыха).

Каждый метод может использоваться при плавании как в полной координации, так и по частям (элементам), а также с чередованием полной координации и отдельных элементов.

Соревновательный и игровой методы широко применяются в начальном обучении плаванию. Оба метода привносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение будет включено в игру или соревнование, его обязательно следует выполнить всей группой. Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий.

Помимо всех вышеперечисленных методов в практике плавания применяется и метод непосредственной помощи, который используется в том случае, если после объяснения и показа задания новичок все же не может его выполнить. Инструктор берет руки (ноги) занимающегося в свои руки и помогает ему несколько раз правильно воспроизвести движение.


Похожая информация.


Введение

В педагогике различают три системы обучения: индивидуальное обучение; классно-урочная система; лекционно-семинарская система.

При индивидуальном обучении каждый ученик выполняет свое задание, и даже если учитель занимается с группой, он с каждым работает отдельно.

Классно-урочная система заключается в том, что учащиеся группируются в классы по возрасту и уровню подготовки и выполняют общую работу, а также учебный материал расчленяется на ряд разделов, тем, частей, которые следуют одна за другой.

При лекционно-семинарской системе основными формами являются лекции и семинары. Характерно также подразделение учебного процесса на отдельные звенья и наличие специализированных форм учебного процесса в каждом звене (лекции, семинары, практические занятия, учебная практика). При этой системе создаются учебные потоки, группы, подгруппы, отдельные учащиеся могут заниматься по индивидуальному плану.

При обучении навыку плавания в основном применяется индивидуальная и классно - урочная система.

Учебный процесс по плаванию подчиняется общим признакам системы физического воспитания. Они, в свою очередь, основываясь на различных методах обучения с использованием множества средств, решают задачи, поставленные педагогом перед занимающимися.

Цель работы: изучить состояние вопроса путем реферативной обработки литературных данных

Задачами курсовой работы являются:

1. Проанализировать состояние вопросов по данным специальной литературы.

2. Изучить технику плавания различными способами.

3. Рассмотреть ошибки в технике различных способов плавания и пути их устранения.

Практическая значимость: материал данной курсовой работы может быть полезен тренерам, преподавателям и инструкторам по физической культуре для подготовки спортсменов, а также студентам факультета физической культуры при подготовке к занятиям; для коррекции основной направленности тренировочного процесса прыгунов с шестом.

Организация процесса обучения плаванию

Успешность учебной работы невозможна без четкой ее организации. Каждое занятие требует точного ограничения во времени. Формы организации обучения являются внешним выражением согласованной деятельности преподавателя и учащихся, проводимой в установленном порядке и определенном режиме.

В педагогике различают три системы обучения: индивидуальное обучение; классно - урочная система; лекционно-семинарская система.

При индивидуальном обучении каждый ученик выполняет свое задание, и даже если учитель занимается с группой, он с каждым работает отдельно.

Классно - урочная система заключается в том, что учащиеся группируются в классы по возрасту и уровню подготовки и выполняют общую работу, а также учебный материал расчленяется на ряд разделов, тем, частей, которые следуют одна за другой.

При лекционно-семинарской системе основными формами являются лекции и семинары. Характерно также подразделение учебного процесса на отдельные звенья и наличие специализированных форм учебного процесса в каждом звене (лекции, семинары, практические занятия, учебная практика). При этой системе создаются учебные потоки, группы, подгруппы, отдельные учащиеся могут заниматься по индивидуальному плану.

При обучении навыку плавания в основном применяется индивидуальная и классно - урочная система. Полноценное решение задач обучения по плаванию возможно только при сочетании и преемственности различных форм, которые группируются по двум направлениям.

Рассматривая структуру организации занятия по плаванию, необходимо выделить несколько звеньев этой работы, она может быть представлена в виде схемы:


Используя различные способы проведения упражнений, нужно учитывать контингент занимающихся и решаемые задачи на занятии, регулируя воздействия упражнений с помощью различных вариантов нагрузок: малой, средней и большой.

Рассмотрев общие вопросы организации занятий по плаванию, необходимо остановиться на организации построения учебного процесса, который имеет свои закономерности.

Учебный процесс по плаванию подчиняется общим признакам системы физического воспитания. Они, в свою очередь, основываясь на различных методах обучения с использованием множества средств, решают задачи, поставленные педагогом перед занимающимися. Основные принципы, методы и средства обучения плаванию приводятся ниже.

Принципы обучения плаванию :

сознательность и активность;

наглядность;

доступность и индивидуализация;

систематичность и последовательность;

повторность и постепенность.

Методы обучения плаванию:

словесные;

наглядные;

практические;

контроля и оценки.

Средства обучения плаванию (упражнения):

общеразвивающие;

для развития физических качеств;

игры и развлечения;

имитационные;

подготовительные:

для освоения начального плавания;

для изучения техники облегченных способов плавания;

учебные прыжки в воду;

подводящие;

специальные:

для разучивания техники спортивных способов плавания;

для устранения ошибок;

для совершенствования техники;

контрольные.

Одной из форм организации занятий по плаванию на этапах начального обучения навыку плавания является урок. В связи с основными дидактическими целями и задачами, реализуемыми преподавателем, выделяют три типа уроков:

комбинированный, 2) по усвоению нового материала, 3) урок закрепления пройденного, урок проверки знаний, умения и навыков.

Урок по плаванию имеет три части: подготовительную, основную и заключительную. В отличие от традиционной последовательности этих частей, в уроке по плаванию они располагаются на суше и в воде. В зависимости от типа урока будет изменяться и расположение частей урока. Обычное расположение частей на уроке по плаванию выглядит так: на суше - подготовительная, основная; в воде - подготовительная, основная, заключительная; на суше - заключительная. Планирование учебной работы по обучению плаванию отличается по своему содержанию от планирования по другим предметам. Это обуславливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программы и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целенаправленно влиять на физическое развитие занимающихся. Основными документами планирования являются: план - график (учебный план) прохождения программного материала в учебном году, который основывается на программе по обучению плавания; конспект (план - конспект) отдельных уроков.

К каждому уроку по плаванию педагог составляет план - конспект по описываемой ниже форме.

Во второй графе план - конспекта последовательно указываются части урока, и продолжительность каждой части. В третью графу подробно записываются все упражнения, включая эстафеты, игры, развлечения. В четвертой графе указывается дозировка упражнений, выраженная количеством повторений, временем выполнения, длиной проплываемой дистанции и пр. В пятой графе указываются организационные указания по уроку: порядок выполнения упражнений, расположения занимающихся и методические приемы, обеспечивающие безошибочное выполнение упражнения и эффективное освоение элементов техники.

Эффективность урока во многом зависит от правильного подбора упражнений для занятия на суше и в воде. Она определяется задачами каждого урока. При проведении занятия на суше нужно предусмотреть выполнение упражнений из всех основных групп упражнений: строевые упражнения, ходьба и бег, общеразвивающие, специально - гимнастические и имитационные упражнения. В воде упражнения подбираются согласно изучаемому способу плавания и его элементам. Последовательность выполнения подобранных упражнений обуславливается функциональными особенностями занимающихся. Особое внимание необходимо уделять умелому дозированию нагрузки: определять длину проплываемых отрезков, количество повторений, продолжительность отдыха, скорость и темп выполнения упражнений и т.п.

В учебном процессе по плаванию широко используются различные способы проведения упражнений: сигналы, ориентиры и образные сравнения. При объяснении упражнений они значительно повышают эффективность обучения и уменьшают количество ошибок.

О системе подачи сигналов учитель должен заранее договориться с учащимися, познакомить их с каждым из них.

Сигналы на занятиях различают: звуковые, зрительные и комбинированные.

Применяемые ориентиры в плавании подразделяются на внешние, внутренние, постоянные и временные.

При изучении подготовительных упражнений по освоению с водой и техники плавания используются образные выражения и сравнения, облегчающие понимание сущности задания. Например, изучая всплывания и скольжения, употребляют выражения: «нырни в бочку», «нырни как утка», «вытянись в струнку», «смотри, как убегает дно»; при обучении вдоху и выдоху говорят: «задуй горящую свечу», «гуди как паровоз», «дуй на горячий чай»; при изучении техники движения конечностями: «смахни крошки со стола», «работай руками как мельница», «растопырь пальцы на ногах», «работай ногами как лягушка» и т.д.

Значительное место в работе преподавателя по плаванию занимает жестикуляция - способ общения педагога с учениками с помощью жестов. Это необходимое условие работы, так как повышенный шум (40-80 децибел) в бассейне не всегда позволяет педагогу руководить занимающимися при выполнении упражнения через слово. Поэтому преподаватели по плаванию применяют большой арсенал условных сигналов, ориентиров и жестов, позволяющих установить тесный контакт с группой.

Наиболее простыми средствами звуковой сигнализации служат короткий возглас педагога, хлопок в ладоши и т.п. Они могут напомнить занимающимся о необходимости выполнить определенное движение, стимулировать усилие, создать нужный темп, ритм и т.п. Однако возможности звуковой сигнализации в работе преподавателей плавания ограничены. Поэтому широко пользуются специальной условной сигнализацией, т.е. жестами. К настоящему времени в плавании разнообразие жестов классифицировано Пыжовым В.В.

© 2024 inethealth.ru -- Медицинский портал - Inethealth