Похороны. Правила поведения на похоронах и поминках

Главная / Желчный пузырь

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" - "Да, конечно". - "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Православные похороны – это подготовка к погребению, само погребение и поминовение усопшего по канонам русской православной церкви.

Земная жизнь в христианстве понимается как преуготовление к воскресению и жизни вечной, в которой будет пребывать душа и тело, которому после воскресения предстоит восстать нетленным. Поэтому смерть – это сон тела или успение на церковно-славянском языке. Умерший человек понимается как усопший, то есть, уснувший. Тело засыпает и покоится, а душа отправляется навстречу Богу. Отсюда слово «покойник» - человек, пребывающий в покое после треволнений земной жизни. Тело и душа человека воскреснут, поэтому нужно обеспечить ему достойное погребение.

Православные традиции и обычаи при похоронах

Следствием такого отношения к телу усопшего являются православно-христианские традиции погребения и поминовения. Краткое описание того, как проводят православные похороны, на какой день проводят православные похороны и каковы православные традиции погребального обряда, дано ниже.

Правила православных похорон

Правила православных похорон – это соблюдение канонических этапов православного обряда. Обязательно нужно использовать обрядовые предметы для православных похорон, предписанные каноном.

  • омовение
  • облачение
  • уложение в гроб
  • крест, саван, икона
  • заупокойные молитвы по усопшему – панихиды
  • заупокойная лития
  • отпевание
  • погребение
  • поминовение (поминки)

Этапы православного погребального обряда

Омовение

Омовение – это обряд очищения. Тело почившего предстает пред Господом чистым и непорочным.

Облачение

Покойного облекают в чистые одежды, надевают на него крест, накрывают белым саваном, окропляют святой водою, полагают в гроб, который располагают головой к иконам.

Положение во гроб

Глаза покойного закрыть, уста сомкнуть, руки с вложенной иконой или крестом расположить крестообразно.

Похоронное бдение

До выноса тела совершают заупокойные молитвы по усопшему – панихиды. Начать нужно после положения облаченного тела на стол, затем в церкви. Перед выносом тела читается заупокойная лития.

Отпевание в храме

Отпевание оканчивается заупокойной литией.

Погребение

При опускании в землю священнослужитель читает литию, затем осыпает землей саван почившего, после чего на гроб накладывается крышка. В случае если священнослужителя нет на похоронах, в церкви отправляется чин предания земле, а провожающим передают землю, которую они посыпят на тело перед тем, как закрыть гроб.

После закрытия гроба и опускания его в землю священнослужитель поливает гроб елеем, посыпает его пеплом и зернами пшеницы, затем землей. Прощающиеся бросают в могилу горсть земли. Предание тела земле символизирует надежду на воскресение –тело прорастет как зерно, брошенное в землю.

Надмогильный крест

Во главе могилы водружается крест во исповедание веры в Господа, на кресте смерть победившего и позвавшего всех живущих идти его путем.

Срок погребения

3-й день после смерти.

Поминки

Это обряд вспоминания человека и его добрых дел, а также моления об упокоении его души. Поминки проводятся трижды: в день погребения на 3-й день после смерти, на 9-й (девятины) и на 40-й (сороковины).

Поминки в день погребения

Устраивают сразу после погребения во вспоминание о Воскресении Христа на день третий после его казни. Первые два дня после кончины душа усопшего пребывает на земле и ведет разговор с собой, родными и близкими.

На поминальную трапезу приглашаются все, кто провожал покойного на кладбище, а также те, кто не смог на них прийти. Перед началом поминок родственник покойного становится перед образами с горящей лампадой и читает 17-ю кафизму Псалтыря, после чего все читают молитву «Отче наш». Приступая к трапезе, все осеняют себя крестным знамением. В ходе поминания говорят об усопшем.

Меню поминального стола

Первым блюдом идет кутья – месиво из цельных зёрен риса (или пшеницы), изюма и мёда. Зёрна – символ Воскресения (тело усопшего прорастет как зерно). Кутью освящают в храме на панихиде. Это блюдо ест каждый участник ритуала. Кроме кутьи едят блины и пьют кисель и сыто (вода с мёдом). В пост поминальная трапеза постная, в мясоед скоромная.

Девятины

Эти поминки отправляются во славу ангелов, которые просят Господа помиловать почившего. На девятый день после упокоения душа усопшего предстает перед Господом на поклонение, поэтому обряд и молитвы 9-го дня помогают душе пройти это испытание достойно. На девятины служится панихида, а на трапезу зовутся близкие почившего. После второго поминовения с 9-го до 40-го дня душа покойного попадает в ад и осознает грехи содеянные.

Сороковины

Проводятся во славу вознесения Господня на 40-й день после Воскресения. В этот день решается участь усопшего, которого Господь судит по делам земным и достижениям души, после чего назначает ему место по заслугам в ожидании Страшного Суда. Усопший поминается в этот день для того, чтобы душа его предстала перед Господом и получила обетованное блаженство на небесах. Цель сороковин – постараться загладить грехи почившего.

Цель сороковин – постараться загладить грехи почившего.

После сороковин почивший поминается в дни рождения, смерти и именин.

Отношение православной церкви к кремации

Православная церковь отрицательно относится к кремации, поскольку телу после воскресения предстоит восстать перед Господом нетленным, и погребение тела в землю выражает для христиан надежду на воскресение. Именно поэтому христианская церковь приняла и хранит обычай не уничтожать тело (сжигать), а зарывать его в землю – как зерно сеют в землю, чтобы оно ожило и взошло. Кремацию церковь допускает только в тех случаях, когда иного выхода нет. Благословение на кремацию нужно получить у священника, описав обстоятельства дела. Урну с прахом после кремации в церковь приносить для отпевания не благословляется. Если человека кремируют, для него возможно заказать только сокращённый чин отпевания - заочное отпевание.

Поминки - традиционный поминальный обед в память об усопшем, сопровождаемый молитвами, добрыми воспоминаниями и прощальными речами.

По православному обычаю поминки проводятся трижды. Первый раз - в день похорон, которые, как правило, проходят на третий день после кончины. Второй раз - на девятый день (девятины). Третий раз - на сороковой день (сороковины). Такой порядок освящен традицией и исполнен библейского смысла. Христиане верят: приняв смерть на Голгофе, Спаситель на третий день чудесно воскрес, и потому именно в третий день по смерти человека Христос призывает душу на небеса, чтобы та впервые предстала перед Богом. После этого ангелы в течение шести дней водят душу по райским обителям, показывая их неземную красоту. На девятый день душа снова призывается к Богу, чтобы во второй раз поклониться Ему. Затем ангелы сопровождают душу в ад, где она в течение тридцати одного дня созерцает страшные муки грешников. На сороковой день душа в третий раз возносится к Божьему Престолу. В этот час решается ее загробная судьба - в аду или в раю она будет пребывать до Страшного Суда. Церковь учит, что каждый из этих трех этапов - большое испытание для души, и потому так важно в назначенные дни заказывать в храме литургию по усопшему и молиться о нем за поминальным столом.

Поминальный стол должен быть простым - здесь неуместны роскошь, изобилие блюд и напитков, как во время праздничного застолья. Если вы следуете православной традиции, то постарайтесь воздержаться от спиртного - Церковь не одобряет пьяных поминок, а народный обычай ставить для покойного рюмку водки, накрытую ломтиком хлеба, считает грехом язычества. В любом случае, даже если вы не исповедуете никакой веры, не пейте лишнего, держите ум в трезвости, а сердце - в тишине. Поминальная трапеза - обряд, который помогает пережить боль утраты, обрести утешение в кругу друзей и близких, собравшихся почтить память покойного добрыми словами и светлыми воспоминаниями. Поэтому так важно, чтобы атмосфера за столом была умиротворенной и спокойной, не омрачалась выяснением отношений, суетными разговорами о посторонних вещах, политическими и бытовыми спорами.

Какие угощения подают к поминальному столу? Традиционные блюда - кутья, блины и кисель. Кутья - это каша из рисовых или пшеничных зерен, заправленная медом и сухофруктами (обычно - изюмом, но можно курагой, черносливом, финиками). Зерна символизируют воскресение мертвых, а мед с изюмом - духовную сладость райского блаженства. Кутья - главное блюдо, три ложки которого должны отведать все, начиная с близких родственников покойного и заканчивая случайными гостями. По православному обычаю, кутью освящают во время панихиды в храме, а если не было такой возможности - окропляют святой водой прямо на поминальном столе.

Блины - символ солнца и возрождения. Их подают к столу с медом. Выпекают по обычному рецепту (в постные дни - на воде и дрожжах, без добавления яиц и молока). Кисель подают в конце поминальной трапезы, гости пьют его прежде чем разойтись.

Кроме этих трех обязательных блюд принято готовить холодные закуски из рыбы, винегреты и салаты, а в мясоед - горячие мясные пироги, борщи, жаркое, голубцы.

Но если нет сил готовить, можно заказать поминальный обед в кафе. В конце концов не так важно, где и как пройдут поминки. Гораздо важнее, с каким чувством вы расстанетесь с умершим человеком и какую память о нем готовы хранить всю свою жизнь.

Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17-ю кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают "Отче наш..."

В настоящее время поминки больше напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Свою роль в этом играют соображения тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного, а также незнание церковных канонов в этом вопросе.

К поминальному столу у православных было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.

В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги "кулебяка", борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).

В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов), винегрет, винегрет с сельдью и др. Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу, запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашеной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами. Из постного дрожжевого теста делают пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п. Обязательны также поминальные блины. Из напитков - кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей. К напиткам на стол подают пряники, коврижки, оладьи, конфеты, а торты и пирожные не рекомендуются.

Желательно, чтобы на поминальном столе стояло четное количество блюд.

Старинным поминальным блюдом, с которого начинали поминальный обед, был канун (сыта), которое раньше готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма). По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.

Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна служат знаком воскрешения, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.

Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего. Однако в наши дни поминки (даже у православных) практически не обходятся без спиртных напитков. Это в основном крепкие напитки (водка, коньяк), сухие красные вина. Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального стресса, связанного с потерей родных и близких.

Согласно христианской традиции, поминки по усопшему проводятся в день похорон, на девятый и сороковой день после смерти. В дальнейшем поминки традиционно устраивают через год, а также в день рождения, день смерти и на именины усопшего. В эти дни принято посещать могилу покойного.

Поминки в день похорон

На поминки в день похорон традиционно приглашают всех, кто был на кладбище и помогал с похоронами. Поэтому, как правило, поминки на третий день бывают самыми многочисленными.

Поминки 9 дней

Поминки на девятый день проводят дома в кругу близких родственников. На поминки девятого дня принято приглашать только близких друзей и родственников почившего.

Поминки 40 дней

На поминки сорокового дня приглашаются друзья, родственники, знакомые и сослуживцы усопшего. Для православных сороковой день – самая важная дата, так как по православным верованиям, душа предстает для Страшного суда именно на сороковой день после смерти. Поэтому поминальный обед на сороковины сравним с поминками в день похорон.

Выбор зала для проведения поминок

Если в поминальной трапезе участвует более 15 человек, то имеет смысл задуматься о выборе соответствующего помещения.

При выборе зала для поминальной трапезы необходимо учесть следующее:

  • финансовые ресурсы

На стоимость трапезы влияет расположение зала (самые высокие расценки у кафе и ресторанов в центральной части города), а также выбранное меню (спиртное, постные или скоромные блюда и т.д.).

  • количество участников

От количества участников поминальной трапезы зависят необходимые размеры помещения. Если число участников составляет 15-20 человек, поминки можно провести как дома, так и в отдельном зале кафе или ресторана. Если на поминках ожидается от 200 человек, выбор подходящих залов значительно сокращается.

  • расположение поминального зала

На выбор зала влияет расположение кладбища и место жительства родственников усопшего. Оптимальным является расположение зала на пути с кладбища в сторону дома.

  • опыт выбранного заведения в проведении поминальных трапез

При выборе зала для поминальной трапезы необходимо учитывать наличие у персонала опыта в организации поминальных мероприятий. Будучи продолжением ритуального обряда, поминки имеют свою специфику, которая сильно отличается от организации других памятных мероприятий. К примеру, процессу поминок могут помешать неуместная музыка, тематическая или национальная направленность заведения.

Если поминки проводятся дома, целесообразно заказать выездное обслуживание, включая блюда поминального меню.

Поминовение усопших

Поминовение в церкви

Церковные свечи

Свеча, поставленная за упокоение «на канун», является одним из непременных видов поминовения. При этом необходимо вознести Господу молитвы за усопших: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное».

Канун - четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей.

Приношения Церкви в память об усопших

Жертва на церковь - это не только деньги. Это также угощения, которые предназначаются церковнослужителям и нищим.

На поминальные столы, которые стоят возле канунов, приносят кутью, хлеб, крупы, блины, фрукты, конфеты, муку, кагор. Вкушая принесенное, священнослужители тем самым поминают усопших. Для этого в принесенное можно положить записку с именем усопшего.

Во время постов не следует приносить в церковь скоромную пищу. В дни мясоеда на поминальный стол в храм нельзя приносить мясную пищу.

Что такое церковное поминовение

Поминовение - это упоминание имен живых и умерших во время молитвы за Литургией, на молебне и на панихиде. Поминовение совершается самим причтом (по помянникам, диптихам), или по запискам «О здравии» и «Об упокоении». Чтобы усопших помянули по именам, следует подать записку «Об упокоении».

В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.

Помянник

В древней Церкви поминовение производилось по так называемым диптихам – двум соединенным табличкам, на одной стороне которых писались имена живых, а на другой – мертвых. Поминовение по диптихам считалось большой честью. В церковные помянники вносились исключительно имена христиан, придерживавшихся безупречного образа жизни. Кроме этого, каждая христианская семья имела свой собственный помянник.

Подобное разделение диптихов дошло до наших дней. До сих пор в церкви существуют общие диптихи (синодики), и частные, домашние помянники. Синодики, которые ведутся в монастырях и храмах, содержат имена людей, по которым совершается вечное или заказанное на определенное время поминовение. Прихожане же подают для поминовений свои помянники. Записка «Об упокоении» - это простейший вид помянника.

Приобрести помянник можно в храме. По традиции он состоит из двух частей: имен живых и имен усопших. Помянник подается в церкви вместо записки, а в домашнем обиходе служит напоминанием о днях рождения, именинах и других памятных датах. В помянники записываются имена как живых, так и усопших. Таким образом, помянник становится своеобразной родовой книгой.

«Поминовение родственников, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), - одинаково слышит Бог как из алтаря, так и с того места, где ты стоишь». Поминовение при Богослужении одинаково полезно и плодотворно, независимо от того, произносит ли имена священник, прислуживающие в алтаре или же сами богомольцы.

Иногда при служениях общих панихид, особенно в родительские субботы, священнослужители не имеют возможности прочитать все поминовения, ограничиваясь прочтением лишь нескольких имен в каждом помяннике. Поэтому сами богомольцы должны восполнить труд священнослужителей и прочитать свой помянник во время панихиды или заупокойной утрени.

Что надо знать о панихиде

Кроме ежедневного поминовения усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает последование панихиды.

Панихида - заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.

Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.

«Упокой» - поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда - Божественное милосердие - и побуждает нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.

Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное - в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных...».

Когда необходимо совершать память об усопшем

Память новопреставленного совершается на третий, девятый и сороковой день после кончины, а усопших - каждый год в день кончины (эти дни называются поминальными). Святитель Симеон Солунский так объясняет этот обычай: «Тритины (то есть поминовение в третий день по кончине усопшего) совершаются потому, что Святая Троица даровала воспоминаемое бытие умершего, которое и после преставления явится в лучшем виде, изменившись в состояние лучшее того, каким было в начале. Девятины (поминовение в девятый день) совершаются для того, чтобы дух умершего... соединился со святыми духами ангельскими, что ходатайством этих духов, соединенных в три лика, умилостивлен был Триипостасный Бог и умолен о соединении души человеческой с духами всех святых. Сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в четыредесятый день после Воскресения - и с этой целью чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение Судии, быв восхищен на облацех, и тако был всегда с Господом.

Потом память скончавшегося сродники совершают каждый год, показывая этим, что он живет с ними душой, что он бессмертен, что он обновится, когда возхощет Создатель и воздвигнет его тело... Поэтому во все эти дни необходимо совершать поминовение всем и со всяческим тщанием, в особенности же необходимо соединять эти поминовения с приношением Страшнейшей и Животворящей Жертвы, Которая для этого и дарована: потому что посредством совершаемых прошений, молитв, освященных жертв и благотворительности к убогим, не только согрешившим, но отшедшим в покаянии, даруется оставление грехов, ослаба и изменение муки, но и пожившим праведно и достигшим доброй и боголюбезной кончины, как думает Златоуст в толковании Деяний, подается большее очищение, высшие степени приближения к Богу, особенное дерзновение на Суде Христовом и преимущественно светлые области святых Божиих».

Годовщина усопшего, день его памяти, - для поминающих своего рода праздник, хотя и грустного характера. По благочестивому обычаю, вместе с совершающими поминовение в нем примут участие их живые сродники и друзья и потом помянут усопшего кутией, а может быть, и более полной трапезой.

Конечно, в память усопшего можно совершать поминовение и во всякое другое время, по желанию молящегося.

Кроме частного поминовения бывает еще общее церковное поминовение, на котором воспоминаются все от века преставльшиеся отцы и братия. Эти Вселенские панихиды (родительские субботы) совершаются в субботы мясопустную, Троицкую, Димитриевскую, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, а также в Радоницу и 29 августа и посвящены поминовению всех как братьев по вере, так и тех, которые застигнуты были внезапною смертью и не напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. 26 апреля (9 мая) совершается поминовение усопших воинов, на поле брани за Веру и Отечество живот свой положивших.

Поминовение дома

Домашние молитвы о здравии и об упокоении называются «келейным правилом». Само название домашних молитв говорит о том, что поминовение должно быть упорядоченным и постоянным.

Церковь призывает верующих молиться о живых и усопших каждый день. Главная домашняя молитва об усопших - это помянник, содержащийся в каждом молитвослове. Молитвы об усопших есть как в утреннем, так и в вечернем правиле.

Если вы хотите добавить к вечерним и утренним правилам особые молитвы об усопших, об этом надо посоветоваться со священником, и по его благословению совершить домашнее молитвенное правило за усопших.

Чтение Псалтири

«Псалтирь... за весь мир Бога молит», - пишет святитель Василий Великий.

В богослужебных книгах нет определенных указаний о порядке домашнего чтения Псалтири по усопшим. Если чтение Псалтири совершается только ради поминовения, необходимо после каждой «Славы» и после каждой кафизмы читать специальную поминальную молитву. Относительно формулы поминовения при чтении Псалтири нет однообразия. В различных местах употребляются различные молитвы, иногда произвольно составленные. Практика Древней Руси освятила употребление в этом случае заупокойного тропаря «Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего» или «Помяни, Господи, душу усопшей рабы Твоей (усопших раб Твоих)», причем во время чтения полагаются поклоны, а самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение Псалтири за упокой предваряется чтением канона за умерших многих или за единоумершего, после которого начинается чтение Псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный канон, после которого снова начинается чтение первой кафисмы. Такой порядок продолжается во все время чтения Псалтири за упокой.

Чтение Псалтири является молитвой Господу. Отцы и подвижники Церкви предлагают верующему читать Псалтирь по одной кафизме ежедневно, указывая, что непременным условием чтения является благочестие и чистота сердца.

Чтение Евангелия

В память живых и усопших может совершаться чтение Святого Евангелия.

«Чтение Псалтири, - говорит преподобный Парфений Киево-Печерский, - укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо слово Божие огнь попаляяй есть. Однажды в продолжение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне душе и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: терние, покрывающее поле - грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его, - Слово Божие, тобой за нее чтомое» .

Известны и другие случаи плодотворного действия чтения Святого Евангелия для тех, за кого оно было читаемо. Чтение же его за усопших находит свое основание и оправдание и в обычае, твердо установившемся у нас: читать Святое Евангелие у гроба архиереев и священников, а в некоторых местах - и у гроба мирян, особенно на Пасхальной Седмице.

Как поминать на домашней молитве неправославных

На домашней молитве по благословению отца духовного может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном Богослужении. О преподобном Макарии Египетском известно, что он молился об умерших язычниках и это приносило им отраду. Святитель Григорий Двоеслов молился о языческом императоре Траяне и получил извещение, что молитва его не бесплодна. Такой строгий ревнитель Православия, как преподобный Феодор Студит, не допуская открытого поминовения на Литургии усопших еретиков-иконоборцев, находил возможным для близких их поминовение тайное: «Разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню».

Как молиться о самоубийцах

Преподобные Оптинские старцы разрешали на келейной молитве поминать даже самоубийц, за которых по 14-му правилу Тимофея Александрийского не может быть приношения в Церкви. Так, преподобный Леонид, в схиме Лев, одного из своих учеников (Павла Тамбовцева), у которого отец окончил жизнь самоубийством, так утешал и наставлял: «Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго судеб. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись всеблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней. - по духу добродетельных и мудрых так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя». Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего: но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшею благостью - ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: «Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно». Справедливо. Но Бог без сравнения более, чем ты. любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?»

Другой Оптинский старец, преподобный Амвросий, писал одной монахине: «По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву... и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом».

О подвижнице схимонахине Афанасии повествуется, что она, по совету Дивеевской блаженной Пелагеи Ивановны, трижды постилась и молилась по 40 дней, прочитывая ежедневно по 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся» за своего брата, повесившегося в пьяном виде, и получила откровение, что по ее молитве брат освобожден от мучений.

Поминовение на кладбище

Христианская традиция называет умерших усопшими, так как считается, что они не погибли, а временно почили и восстанут из гробов в жизнь вечную. Они лежат в земле, потому что то, что взято из земли, в землю же и возвращается.

Согласно шестидесятому правилу Карфагенского собора, на кладбищах запрещается производить пиршества и пьянство. Поэтому родные оскорбляют память почившего, когда распивают спиртные напитки и льют водку на могилу. Вместо этого, лучше зажечь свечу, прибрать могилу, посадить цветы. Можно также позвать священника, чтобы он отслужил панихиду, или же самому прочесть литию, чин которой может совершать и мирянин.

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй (12 раз)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохраните тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).

Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися душе его.

Кондак, глас 8й

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (трижды), благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.

Вечная память (трижды).

Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

Поминальная трапеза

В православной традиции поминки по усопшему проводятся трижды: в день похорон (на третий день после смерти), на девятый и сороковой день.

В дальнейшем поминки традиционно устраивают через год, а также в день рождения, день смерти и на именины усопшего. В эти дни принято посещать могилу покойного.

На поминки в день похорон традиционно приглашают всех, кто был на кладбище и помогал с похоронами. Поэтому, как правило, поминки на третий день бывают самыми многочисленными. На поминки девятого дня принято приглашать только близких друзей и родственников почившего. Поминальная трапеза в сороковой день схожа с поминками в день похорон. На сороковой день приходят все, кто желает помянуть ушедшего из жизни человека.

Проводить поминки можно как в доме усопшего, так и в любом другом месте. В настоящее время родственники зачастую выбирают кафе или ресторан для проведения поминального обеда. В этом случае хлопоты с подготовкой поминального стола сведены к минимуму.

Традиционные блюда поминальной трапезы

Поминальная трапеза является продолжением погребального ритуала, поэтому и меню такой трапезы необычно.

Основным блюдом на поминальном столе является кутья- каша из зёрен риса или пшеницы, заправленная мёдом и изюмом. По традиции освященную в церкви кутью должны попробовать все присутствующие. Непременными поминальными блюдами также считаются блины с медом и кисель. Кисель, как и кутья, обязателен для всех участников поминок и завершает поминальную трапезу. Ещё одним традиционным напитком на поминках является сыта – вода, подслащенная мёдом. Прочее меню поминальной трапезы составляется с учетом постных дней.

Помимо обязательных блюд, поминальное меню традиционно включает овощные салаты и икру, винегрет, котлеты, тушеную баранину, запеченную или жареную птицу, фаршированный перец, отварной картофель, голубцы, пирожки из постного дрожжевого теста с начинкой из картофеля, ягод, сухофруктов, грибов, капусты или риса.

По православным канонам, на поминальном столе не должно быть спиртного, так как алкоголь традиционно связывают с весельем. Тем не менее, в настоящее время спиртные напитки нередко включают в поминальное меню, так как они помогают снять эмоциональное напряжение, связанное с потерей родных и близких. При этом предпочтение отдается крепким напиткам либо сухим винам.

Сервировка стола

Для поминальной трапезы традиционно выбирают повседневную посуду спокойных оттенков и однотонную скатерть. В украшении поминального стола используют ветки ели, брусники, мирта и черную траурную ленту.

Согласно традиции, при сервировке траурного стола, следует избегать ножей и вилок, ложки при этом кладут тыльной стороной вверх.

Иногда на поминальный стол ставят отдельный прибор для усопшего и зажигают поминальную свечу. Стул при этом украшают траурной лентой. Традиция оставлять для покойного посуду и еду не имеет отношения к Православию и расценивается как пережиток язычества. Тем не менее, подобный обряд имеет широкое распространение.

Ритуал поминальной трапезы

Согласно православным нормам, перед началом поминальной трапезы один из близких читает 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают «Отче наш». При каждой смене блюд также читают молитву.

Порядок размещения людей за поминальным столом также имеет свои особенности. Во главе стола сидит хозяин дома, глава семьи. По обеим сторонам от него располагаются родственники в порядке близости родства по старшинству. Для детей, как правило, выделяют место в конце стола. Однако нередко, особенно если умирает кто-то из родителей, детей сажают по обе стороны от здравствующего родителя.

Во время поминального обеда участники вспоминают об усопшем, о его добрых земных делах и заслугах. Первое слово говорит глава семьи, затем по уменьшению старшинства. Поминальные слова принято произносить стоя, а после первого почтить память покойного минутой молчания, также стоя. Нередко право вести застолье передается специальному, уважаемому человеку, которого близкие родственники покойного просят исполнить эту обязанность.

При вкушении пищи хлеб и пироги принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, особенно выпечку, желательно раздать присутствующим для того, чтобы они могли помянуть умершего со своими домочадцами.

Благодарить за угощение не принято. В завершение трапезы участники произносят благодарственные молитвы «Благодарим, Тя, Христе Боже наш...» и «Достойно есть...», выражают сочувствие и желают благополучия родным умершего.

По Церковному Уставу, поминальные трапезы нельзя устраивать в двунадесятые и великие праздники, в воскресные дни, а также в Лазареву субботу, на Светлой седмице, в дни преполовения и отдания Пасхи, в Четверток, Пяток и Субботу Страстной седмицы, во вторые дни Рождества, Крещения и Святой Троицы. Во время Великого поста поминки можно совершать только в субботние дни. Поминальные дни, которые приходятся на первую неделю после Пасхи и на понедельник второй пасхальной недели переносятся на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи).

© 2024 inethealth.ru -- Медицинский портал - Inethealth