Основные мероприятия реформы киселева. Реформа П

Главная / Экстренные состояния
XIX век в истории нашего государства ознаменован серьезными переменами, к которым оно двигалось на протяжении длительного промежутка времени. Все более важным становилось решение крестьянского вопроса. Несмотря на то, что Николай I был реакционным и довольно консервативным правителем, он внес свой вклад в дальнейшее решение назревшей проблемы.

В 1837 году началось осуществление реформы в государственной деревне и продолжалось оно до 1841 года. Мероприятия были довольно масштабными и затрагивали приблизительно 19 млн. человек (27% населения). Именно столько государственных крестьян насчитывалось к середине XIX века. Они принадлежали казне государства, за пользование землей платили оброк (в некоторых районах отрабатывали барщину), а также несли разнообразные повинности в пользу государства – подушную подать, рекрутскую повинность, натуральные и денежные налоги.

Предпосылки проведения реформы

Наиболее важными причинами, побудившими Николая I к проведению изменений, явилось серьезное недовольство крестьян своим зависимым бесправным положением, а также получение в казну не всей суммы податей с крестьян.

Казенные крестьяне не имели самоуправления, их могли сдавать в аренду частным лицам вместе с государственными имениями. Помимо разного рода налогов, их привлекали к строительству и ремонту дорог, к починке мостов. Не имея никакого права голоса, будучи фактически самым бедным и многочисленным слоем населения, крестьяне выражали свое недовольство бунтами.

Система налогообложения была произвольной и неупорядоченной. Государству было бы выгоднее иметь крестьян, способных платить налоги и четко понимающих, сколько они должны внести в казну. За 20 лет до начала реформы с государственных крестьян в виде податей был собран 391 млн. рублей, при недоимках в 33 млн. рублей. В течение 20 лет после проведения реформирования сборы увеличились до 506 млн. рублей, а недоимки уменьшились до 17 млн. рублей.

Изначально Николай I не стремился уделять внимание решению сложного крестьянского вопроса. Однако со временем он все больше убеждался в необходимости изменений. Довольно опасно было игнорировать назревшую проблему, так как небольшие волнения среди крестьян могли перерасти в серьезное восстание. Все глубже император понимал, насколько негативно крепостное право сказывается на развитии страны в экономическом и военном отношениях.

Вопрос о ликвидации всей крепостной системы разом рассматриваться еще не мог. Высшее сословие – дворяне – не были готовы к масштабным изменениям. Попытки серьезно повлиять на их положение могли обернуться катастрофой для Николая I, а также для государства в целом. Если дать крестьянам свободу, сохранив при этом землю за помещиками, первые либо начнут требовать землю силой, либо, будучи вынуждены наниматься на работу, попадут в кабалу к хозяину. Выкупать землю у помещиков, чтобы после предоставить ее крестьянам, государство также было не готово, так как это потребовало бы огромных денежных затрат. В силу этих трудностей, было принято решение о частичных преобразованиях.

Наименее опасным представлялось реформирование государственной деревни, не связанной с дворянами и их интересами. Государь рассчитывал на улучшения после реформ и предполагал, что изменения послужат хорошим образцом для помещиков.

Подготовка проекта реформы (1835-1837гг.)

Для подготовки реформы в 1835 году создается V отделение императорской канцелярии, во главу которого назначается граф Павел Дмитриевич Киселев. Павел Дмитриевич, обладавший широкими познаниями в политических вопросах, стремился доказать Николаю I необходимость реформирования системы. Киселев, как сторонник разумного управления государством, считал необходимым улучшить существующий строй через проведение постепенных изменений.

Будучи молодым, он составлял проект по реформированию крепостной системы для Александра I, в котором излагал мысли по упразднению крепостничества. Также известно, что Павел Дмитриевич общался с южным обществом декабристов и был согласен с их идеями. Ему удалось убедить Николая I в необходимости реформ.

На этапе подготовки к осуществлению масштабных мероприятий (летом 1836г) проводилась ревизия государственных земель нескольких наиболее важных губерний. Киселеву также удалось получить материалы из Австрии и Пруссии, в которых освещался опыт решения проблем, связанных с крестьянами.

Весной 1837г. была проведена проверка результатов ревизии. Эти итоги вместе с выводами Киселева после его личных исследований были собраны в доклад, где обозначались наиболее важные направления будущих изменений:

создание министерства для проведения реформы;

организация правильного управления;

решение вопроса о нехватке земли у крестьян;

создание четкой системы налогообложения;

увеличение числа школ, медицинских учреждений, строительство дорог.

Внедрение усовершенствований в государственной деревне (1837-1841гг.)

Следует отметить, что основными целями реформы являлись:

Повышение уровня жизни крестьян;

Улучшение сбора налогов;

Создание примера управления крестьянами для помещиков


Зимой 1837 года управление крестьянами было передано из «Министерства финансов» в созданное в том же году «Министерство государственных имуществ», главой которого на протяжении 18 лет станет П.Д. Киселев.

Систему управления крестьянами было решено сделать 4-ступенчатой: наиболее крупной административной единицей стала губерния, затем округ, волость и, наиболее малой, стало сельское общество.

В губерниях для управления крестьянами организовывались палаты государственных имуществ. Управление округа доверялось окружному начальнику и чиновникам. В волостях (6 тыс. жителей мужского пола) и сельских обществах (1500 душ) крестьяне получили самоуправление. Теперь они имели право собираться на сходы и избирать из своего числа тех, кто будет заниматься решением насущных вопросов. В волостное управление избирался волостной голова, а также два заседателя. В сельских обществах выбирали сельского старшину и сотских с десятскими для осуществления правоохранительных функций. Судебные функции на местах осуществляли выборные волостные и сельские суды.

Пользование землей у крестьян оставалось общинным, однако не у всех земельные наделы соответствовали установленным нормам. В связи с этим крестьян наделяли государственной землей из резерва, переселяли из густонаселенных областей в менее освоенные.

Система государственных повинностей была приведена к более упорядоченной форме, а натуральные налоги полностью заменялись денежными. Теперь крестьяне обязаны были платить строго установленный оброк, величина которого зависела от величины земельного надела и доходности хозяйства. Для определения размеров платежей в 19 губерниях проводились работы по учету земель и закрепленных за ними крестьян.

Благодаря реформе, государственных крестьян освободили от некоторых видов повинностей, таких как починка и строительство дорог, поставка продовольствия в армию. Также отменялась практика аренды государственных земель и государственных крестьян.

Благосостояние государственной деревни стремились улучшить путем поднятия качества социально-хозяйственной жизни. Министерством за государственный счет организовывалось строительство сельскохозяйственных школ, где крестьян обучали новым приемам ведения сельского хозяйства. Создавались и специальные фермы для распространения этих приемов среди крестьян. Открывались начальные школы, больницы, ветеринарные лечебницы, строились дороги. На случай неурожая создавались семенные фонды и продовольственные склады.

Результаты проведения реформы

Итоги проведения реформы неоднозначны, хотя нельзя не отметить их довольно демократический характер. Павел Дмитриевич Киселев в своем отчете в 1843 году отметил, что крестьянам, не имевшим земли, государство выделило 500 тыс. десятин земли, а малоземельным было передано 2 млн. десятин. В крупных селах организованы кредитные кассы, где нуждающиеся могли получить на льготных условиях небольшие суммы денег. Такими кассами каждый год выдавалось до 1,5 млн. рублей. Для предотвращения голода в случае отсутствия урожая создано более 3 тыс. продовольственных складов (магазинов).

Наделы крестьян действительно увеличились, а развитие сельскохозяйственных работ пошло в рост. Государство обеспечило крестьян более благоприятными условиями жизни, содействовало улучшению образования в деревне. За всем этим последовало увеличение производительности крестьян.

К отрицательным последствиям проведенных мероприятий следует отнести усиление налогового гнета, вызвавшего в 1841-1843 гг. массовые крестьянские волнения. Да, налогообложение приняло более четкие формы, но вместе с тем оно увеличилось, так как следить за выплатами или невыплатами налогов государству стало проще. Такой надзор требовал привлечения большего числа чиновников, что привело к увеличению затрат на аппарат управления крестьянами.

В целом, несомненно, проведенные Николаем I мероприятия были довольно прогрессивны для своего времени. Император не рискнул осуществить более серьезные шаги в решении крестьянской проблемы, однако опыт, накопленный в процессе реформирования государственный деревни, использовался позже Александром II и государственными деятелями при подготовке реформы 1861 года.

Период властвования Николая I в истории России называют периодом реакции и консерватизма. Действительно, после разгрома декабристского бунта император всячески стремился укрепить империю, делая это по большей части силовыми методами. Сам царь осознавал, что только такими методами страну не успокоить, поэтому пошел на ряд преобразований, одной из которых стала реформа Киселева.

Накануне преобразований

Начало царствования преемника Александра ознаменовалось мощным восстанием, в котором участвовали в том числе и привилегированные слои российского общества. Оно крайне напугало нового императора, поэтому по отношению к заговорщикам были приняты самые строгие меры, а пятеро руководителей бунта были казнены. В ходе начавшегося следствия Николай увидел всю неприглядную картину внутреннего положения страны. Либеральные слои высшего общества настаивали на проведении широких реформ, с чем царь категорически не был согласен. Однако он сделал небольшие уступки общественному мнению, так, была удалена одиозная фигура Александровского правления граф Аракчеев. Но на самом деле это не было концом, дело аракчеевщины продолжили многие последователи графа, оставшиеся у власти, которые пользовались полным доверием Николая.

Первые шаги Николая I

Но все же император окружил себя и поистине прогрессивно мыслящими людьми. Это были Е. Ф. Канкрин и П. Д. Киселев. С этими фигурами и связаны основные преобразования николаевской эпохи. В начале своего царствования император особого внимания не придавал крестьянскому вопросу, но с течением времени царь и его окружение все больше склонялись к мысли, что крепостное право - это зло, и помещики находятся на пороховой бочке новых бунтов. Но кардинально решать вопрос правительство опасалось, поэтому была ставка на эволюционное и осторожное реформирование. Одним из этих шагов должна была стать реформа государственной деревни Киселева. Павел Дмитриевич был известен как последовательный сторонник отмены крепостного права, в течение 20-30-х годов XIX века несколько раз подавал записки на высочайшее имя с предложениями по улучшению положения крестьян. Поэтому Николай счел его кандидатуру вполне подходящей для решения крестьянского вопроса.

Реформа Киселева

Специально для проведения реформ в 1837 году было образовано Министерство государственных имуществ, руководителем которого был назначен граф П. Д.Киселев. Суть реформы Киселева сводилась к созданию компетентной администрации, которая бы полностью разбиралась в крестьянском вопросе, а также улучшение быта и хозяйственной жизни крестьян. Сразу после назначения граф приступает к преобразованиям. В первую очередь он изменил систему управления крестьянами. В губерниях вводились специальные казенные палаты, им в свою очередь подчинялись округа, состоявшие из нескольких уездов. Кроме того, реформа Киселева предполагала внедрение волостного и сельского самоуправления, особый суд для решения малозначительных правонарушений в среде крестьян. Также была введена в действие новая система налоговых сборов, ее главная идея - учет доходности крестьянского хозяйства.

Идеи и реализация реформы

Киселева этим не исчерпывалась. По прямому настоянию графа во многих сельских округах стали открываться лечебные и образовательные учреждения, с малоземельем пытались бороться путем Крестьянские общины уезжали в другие регионы страны, при этом получали небольшое денежное возмещение на первое время. Это направление крестьянской политики не получило большого развития, семьи крестьян не желали покидать родные края. Главное положение реформы Киселева подразумевало повышение агротехнического уровня в обработке земли, повышение доходности крестьянского хозяйства. С этой целью членов сельской общины учили передовым способам земледелия, однако крестьяне с большим недоверием относились ко всем нововведениям, что приводило чиновников в состояние недовольства, и зачастую применялись административные меры в отношении крестьянской общины.

Последствия преобразований

Одним из последствий политики решать вопросы управленческими решениями стало широкое внедрение посадки картофеля. Частые неурожаи и голод должны были уйти в прошлое. Губернские и волостные чиновники принудительным способом изымали у крестьян лучшие земли, заставляя сажать на них картофель, урожай конфисковывали и перераспределяли по собственному усмотрению, порой даже отсылали в другие населенные пункты. Таким образом власти пытались застраховаться на случай неурожаев, это явление получило название общественной запашки. Но крестьянское сообщество увидело в этом попытку введения государственной барщины, по всем казенным деревням прокатилась волна бунтов с требованием отменить общественную запашку. В этом направлении реформа Киселева потерпела крах.

Недовольство помещичьих кругов

Вообще, преобразования шли с большими пробуксовками, в первую очередь это было связано с тем, что большинство помещиков относилось к ним с большими опасениями, а некоторые и вовсе выражали недовольство политикой графа Киселева. Их опасения сводились к тому, что улучшение положения увеличит желание их крепостных перейти в разряд государственных. Но если с этим они еще худо-бедно мирились, то широкие планы Павла Дмитриевича по личному освобождению крестьян от крепостной зависимости, наделение их небольшими земельными участками и точное определение размеров оброка и барщина вызывали у них яростное недовольство. Реформа государственной деревни Киселева признавалась большей частью помещиков вредной, это вызывало опасение и в правительстве. По мнению реакционных министров начало демонтажа крепостного права могло привести к росту общественного движения по всей стране. Этого больше всего остерегался Николай I, поэтому все дальнейшие попытки разрешить крестьянский вопрос были отложены по указанию императора на отдаленную перспективу.

В целом за все правление Николая Павловича реформа Киселева была единственной значимой попыткой разрешить она во многом подготовила почву для будущей ликвидации крепостного права, и немаловажную роль в этом сыграл Павел Дмитриевич Киселев.

В первой трети XIX века в России обострились социальные противоречия. показало, что император не всегда может положиться на дворянство, и Николаю I пришлось искать способы обеспечить себе поддержку в других кругах.

Государственные крестьяне составляли около трети сельского населения страны и являлись основным источником доходов казны. Но Николай I столкнулся с многочисленными проявлениями их недовольства тяжестью налогов и повинностей, а также с постоянным недобором причитающихся платежей. С целью устранения этих проблем и предпринимались попытки оптимизировать управление государственными крестьянами. Крестьянская реформа П.Д.Киселева – самая известная и результативная, но не единственная попытка.

Задачи реформы

П.Д.Киселев (министр Государственных имуществ) лично был противником крепостничества, но полагал, что единовременная его отмена расшатает устои государства. Свою реформу он рассматривал как один из первых шагов к «правильному» обустройству деревенской жизни в России.

Реформа была призвана решить несколько важнейших задач:

  • увеличить поступления в казну от государственных земель;
  • снизить меру недовольства среди крестьян;
  • хотя бы частично разрешить проблему малоземелья и безземелья;
  • подать помещикам пример рационального хозяйствования;
  • обеспечить создание резервных запасов на случай голода.

Нововведения затронули огромное количество людей. Источники называют разное (от 7,5 до 19 млн., первая цифра реальнее) количество государственных крестьян. Все они в той или иной степени стали объектом действий реформатора.

Основные мероприятия

Основными шагами реформы должно было стать создание особой системы управления государственными крестьянами и предоставление им минимальных прав самоуправления. Также необходимо было наделить землей тех, у кого ее не было или было недостаточно, а также контролировать порядок на селе и найти источники для дополнительных поступлений в казну.

Реформа государственной деревни 1837-1841 годов включала несколько основных мероприятий.

  1. Создание округов государственных имуществ для эффективного управления с волостными управами.
  2. Создание института сельских старейшин (выборных от крестьян) и сельских «расправ» для решения на месте мелких споров и поддержания порядка.
  3. Строительство на селе школ и больниц.
  4. Организацию переселения малоземельных в незаселенные районы (в частности, в Сибирь).
  5. Изымание части крестьянской земли в «государственную запашку», что должна была стать примером образцового хозяйствования и дать запас продовольствия на случай чрезвычайных ситуаций.
  6. Обучение крестьян культивированию новых перспективных культур (особенно картофеля).

Реализованы большинство запланированных шагов были лишь частично, поскольку реформа столкнулась с двойным сопротивлением – «сверху» и «снизу».

Незначительные результаты

Помещики увидели в попытке улучшить положение государственных крестьян попытку подорвать их авторитет (дескать, все «барские мужики» захотят стать государственными!). Крестьянам же никто не разъяснил, что и для чего с ними делают, да они и не были способны это понять. В результате многие из них решили, что они теперь… крепостные барина Киселева! Им это не понравилось, и тем более не понравилась «государственная запашка» и необходимость отдавать выращенное на отнятой земле неизвестно куда. По стране прокатилась волна «картофельных бунтов». Новая система управления вызвала разрастание бюрократического аппарата и рост объемов крестьянских повинностей и налогов.

Киселёва реформа Киселёва рефо́рма

управления государственными крестьянами в России 1837-41. Проведена под руководством П. Д. Киселёва. Учреждены: министерство и губернские палаты государственных имуществ, округа государственных крестьян и общинно-волостное самоуправление. Оброк заменён земельно-промысловым сбором, прекращена сдача государственных имений в аренду. Попытки улучшить агрикультуру, ветеринарное и врачебное дело. Принудительные методы проведения вызвали в 1840-х гг. протесты крестьян (см. в статье «Картофельные бунты»).

КИСЕЛЕВА РЕФОРМА

КИСЕЛЕВА РЕФО́РМА управления государственными крестьянами в России 1837-41. Проведена под руководством П. Д. Киселева. Учреждены: министерство и губернские палаты государственного имуществ, округа государственных крестьян и общинно-волостное самоуправление. Оброк заменен земельно-промысловым сбором, прекращена сдача государственных имений в аренду. Попытки улучшить агрикультуру, ветеринарное и врачебное дело. Принудительные методы проведения вызвали в 1840-е гг. протесты крестьян (см. в ст. «Картофельные бунты» (см. КАРТОФЕЛЬНЫЕ БУНТЫ) ).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Киселёва реформа" в других словарях:

    КИСЕЛЁВА РЕФОРМА, преобразование системы управления государственными крестьянами в 1837 41. Проведена под руководством П. Д. Киселёва. Учреждены министерство и губернские палаты государственных имуществ, округа государственных крестьян, введено… … Русская история

    Реформа управления государственными крестьянами (См. Государственные крестьяне) в России, проведённая в 1837 41 под руководством министра государственных имуществ П. Д. Киселёва …

    - («Киселёвские» школы,) сельские приходские училища в России, создававшиеся по инициативе министра государственных имуществ П. Д. Киселёва в селениях государственных крестьян. Улучшение крестьянского хозяйства Киселев неразрывно связывал с … Большая советская энциклопедия

    Граф, русский государственный деятель. Участник Отечественной войны 1812. С 1814 флигель адъютант императора Александра I. В 1816 представил царю записку о постепенном освобождении крестьян от… … Большая советская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Киселёв. граф Павел Дмитриевич Киселёв … Википедия

    Павел Дмитриевич Киселёв граф, министр государственных имуществ Дата рождения: 8 (19) января 1788 Место рождения … Википедия

КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС

Начиная со времени императора Павла, правительство обнаруживало явное стремление к улучшению быта крепостных крестьян. При императоре Александре I, как мы знаем, был дан закон о свободных хлебопашцах, в котором как бы намечался путь к постепенному и полюбовному освобождению крестьян от власти их владельцев. Однако этим законом помещики не воспользовались почти вовсе, и крепостное право продолжало существовать, несмотря на то, что возбуждало против себя негодование прогрессивной части дворянства. Вступая на престол, император Николай знал, что перед ним стоит задача разрешить крестьянский вопрос и что крепостное право в принципе осуждено как его державными предшественниками, так и его противниками – декабристами. Настоятельность мер для улучшения быта крестьян не отрицалась никем. Но по-прежнему существовал страх перед опасностью внезапного освобождения миллионов рабов. Поэтому, опасаясь общественных потрясений и взрыва страстей освобождаемой массы, Николай твердо стоял на мысли освобождать постепенно и подготовил освобождение секретно, скрывая от общества подготовку реформы.

Обсуждение мер, касающихся крестьян, производилось при Николае в секретных комитетах, не один раз для этой цели образуемых. Началось оно в секретном "Комитете 6-го декабря 1826 г." и коснулось как государственных крестьян, так и крестьян владельческих. В отношении государственных крестьян были выработаны более существенные и удачные меры, чем в отношении крепостных. Положение первых было улучшено более, чем положение вторых.

В составе класса государственных крестьян были прежние "черносошные" крестьяне, населявшие государевы черные земли; далее – крестьяне "экономические", бывшие на церковных землях, секуляризованных государством; затем - однодворцы и прочие "ландмилицкие" люди, т. е. потомки того мелкого служилого люда, который когда-то заселял южную границу Московского государства. Разнородные группы казенного крестьянства были на разной степени благосостояния и имели различное внутреннее устройство. Предоставленные местной администрации (казенным палатам и нижним земским судам), казенные крестьяне были нередко угнетаемы и разоряемы. В "Комитете 6-го декабря 1826 г." Сперанский заговорил о необходимости "лучшего хозяйственного управления для крестьян казенных" и высказал мнение, что такое управление "послужило бы образцом для частных владельцев". Мысль Сперанского встретила одобрение государя, который привлек к этому делу графа П. Д. Киселева. Это был один из образованных русских людей, сделавших походы 1812–1814 гг. и видевших европейские порядки. Приближенный императором Александром, Киселев еще в его время интересовался крестьянским делом и представил государю проект уничтожения крепостного права. Как знаток крестьянского вопроса он обратил на себя внимание императора Николая и приобрел его доверие. Киселеву было поручено все дело о казенных крестьянах. Под его управлением временно возникло (1836) пятое отделение собственной Его Величества канцелярии для лучшего устройства управления государственными имуществами вообще и для улучшения быта казенных крестьян. Это пятое отделение скоро было преобразовано в Министерство государственных имуществ (1837), которому и вверено было попечительство над казенными крестьянами. Под влиянием Министерства государственных имуществ в губерниях стали действовать "палаты" (теперь "управления") государственных имуществ. Они заведовали казенными землями, лесами и прочими имуществами; они же наблюдали и над государственными крестьянами. Эти крестьяне были устроены в особые сельские общества (которых оказалось почти 6000); из нескольких таких сельских обществ составлялась волость. Как сельские общества, так и волости пользовались самоуправлением, имели свои "сходы", избирали для управления волостными и сельскими делами "голов" и "старшин", а для суда (волостной и сельской "расправы") – особых судей. Так было устроено, по мысли Киселева, самоуправление казенных крестьян; впоследствии оно послужило образцом и для крестьян частновладельческих при освобождении их от крепостной зависимости. Но заботами о самоуправлении крестьян Киселев не ограничился. При его долгом управлении министерство государственных имуществ провело ряд мер для улучшения хозяйственного быта подчиненного ему крестьянства: крестьян учили лучшим способам хозяйства, обеспечивали зерном в неурожайные годы; малоземельных наделяли землей; заводили школы; давали податные льготы и т. д. Деятельность Киселева составляет одну из светлых страниц царствования императора Николая. Довольный Киселевым, Николай шутливо называл его своим "начальником штаба по крестьянской части".

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 2000 http://magister.msk.ru/library/history/platonov/plats005.htm#gl22

[…] Казенных крестьян решено было устроить так, чтобы они имели своих защитников и блюстителей их интересов. Удача устройства крестьян казенных должна была подготовить успех освобождения и крепостных крестьян. Для такого важного дела призван был администратор, которого я не боюсь назвать лучшим администратором того времени, принадлежащим к числу лучших государственных людей нашего века. Это был Киселев, который в начале прошедшего царствования, по заключению Парижского мира, назначен был послом в Париже; ему поручено было устроить новое управление государственных крестьян и имуществ. По его плану открыто было в 1833 г. новое министерство государственных имуществ, во главе которого он и был поставлен. Для управления государственными имуществами на местах созданы были палаты государственных имуществ. Киселев, делец с идеями, с большим практическим знанием дела, отличался еще большою доброжелательностью, тою благонамеренностью, которая выше всего ставит общую пользу, государственный интерес, чего нельзя сказать о большей части администраторов того времени. Он в короткое время создал отличное управление государственными крестьянами и поднял их благосостояние. В несколько лет государственные крестьяне не только перестали быть бременем для государственного казначейства, но стали возбуждать зависть крепостных крестьян. Ряд неурожайных годов – 1843 г. и следующие – не только не потребовал ссуды государственным крестьянам, но даже Киселев не израсходовал на эти ссуды и запасного капитала, им образованного. С тех пор крепостные крестьяне стали самым тяжелым бременем на плечах правительства. Киселеву принадлежало то устройство сельских и городских обществ, основные черты которого были потом перенесены в положение 19 февраля для вышедших на волю крепостных крестьян.

Кроме всего этого Киселеву принадлежала также и мысль одного важного закона, касавшегося крепостных крестьян. Как мы знаем, 20 февраля 1803 г. издан был закон о вольных хлебопашцах; по этому закону землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с земельными наделами по добровольному с ними соглашению. Этот закон, плохо поддержанный правительством, оказал незначительное действие на быт крепостных; в продолжение 40 лет на волю вышло таким образом немного крестьян. Больше всего останавливала помещиков необходимость отдавать землю в собственность крестьян. Киселев думал поддержать действие этого закона, устранив это главное препятствие. В его несколько впечатлительной голове (недостаток, от которого несвободны все доброжелательные головы) мелькнула мысль, что можно совершить постепенное освобождение крестьян, предоставив это дело частной инициативе. Мысль закона состояла в том, что помещики могли по добровольному соглашению с крестьянами уступать им свои земли в постоянное наследственное пользование на известных условиях. Эти условия, раз составленные и утвержденные правительством, не должны были меняться; таким образом крестьяне будут прикреплены к земле, но лично свободны, а помещик сохранит за собою права собственности на землю, к которой прикреплены крестьяне. Помещик сохранял судебную власть над крестьянами, но уже терял власть над их имуществом и трудами; крестьяне работали на помещика или платили ему столько, сколько было поставлено в условии. Зато помещик освобождался от обязанностей, какие на нем лежали по владению крепостными, от ответственности за их подати, от обязанности кормить крестьян в неурожайные годы, ходатайствовать за них в судах и т. д. Киселев рассчитывал, что таким образом, поняв выгоду таких сделок, помещики сами поспешат устранить неприятности. При сохранении крепостного права образец устройства крестьян, выходивших, таким образом, на волю, был уже готов в сельском устройстве крестьян государственных, разделенных на волости и общины с выборными управлениями, судами, со свободными сходками и т. д.

РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕРЕВНЕЙ

В 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил П.Д. Киселев. Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. В свое время он подавал Александру I записку о постепенной отмене крепостного права. В 1837–1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли.

Особое внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялась посадка картофеля. Местные чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли крестьян сообща сажать там картофель, а урожай изымали и распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места. Это называлось «общественной запашкой», призванной страховать население на случай неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку внедрить казенную барщину. По государственным деревням в 1840–1844 гг. прокатилась волна «картофельных бунтов».

Помещики тоже были недовольны реформой Киселева. Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к переходу в казенное ведомство. Еще большее недовольство помещиков вызывали дальнейшие планы Киселева. Он намеревался провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы я точно определить размер барщины и оброка.

Недовольство помещиков и «картофельные бунты» вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все классы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движения больше всего боялся Николай I. В 1842 г. на заседании Государственного совета он сказал: «Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

Реформа управления государственной деревней оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе за все 30-летнее царствование Николая I.

© 2024 inethealth.ru -- Медицинский портал - Inethealth