Теория дифференциальных эмоций К. Изарда

Главная / Диагностика

Кэррол Изард (1923 г. р.) – американский психолог, автор дифференциальной теории человеческих эмоций.

По мнению психолога Кэррола Изарда, существует 10 базовых эмоций, каждая из которых обладает уникальными признаками.

10 базовых эмоций по Изарду

Интерес

Интерес – в связи с социальным образом жизни, интерес у человека – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес – это та эмоция, которая помогает человеку развиваться как интеллектуально, так и физически. Благодаря эмоции «Интерес» человек получает новые знания, навыки и т. д. Эта эмоция имеет большое значение в развитии личности и общества в целом.

Удивление

Удивление – реакция на неожиданно произошедшее происшествие. Эмоция «Удивление» не имеет эмоционального знака (нейтральная эмоция). Удивление может перейти в Интерес. Главная цель данной эмоции – подготовить человека к внезапному событию и сосредоточить его внимание на объекте.

Отвращение

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, которое вызвано взаимодействием с неприятным для человека объектом или субъектом. Эмоция «Отвращение» вызывает сильное желание избавиться от провоцирующих факторов.

Удовольствие

Удовольствие (радость) – положительная эмоция, которая возникает после того, как человек смог или в скором времени сможет удовлетворить актуальную потребность.

Функции эмоции «Удовольствие»:

  1. Облегчает взаимодействие с другими людьми;
  2. Повышает уверенность в себе;
  3. Избавляет от стресса и негативных эмоций «Гнев», «Горе»;
  4. Человек ощущает в себе силы справиться с любыми трудностями;

Гнев

Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, как правило, вызванное неудачей на пути удовлетворения крайне важной потребности. Также гнев может быть спровоцирован личным оскорблением, обманом или принуждением совершить действие, которое не нравится субъекту. Гнев может перерасти в неконтролируемую форму – ярость.

Ярость – гнев, который нарастает до определенного момента, после чего происходит либо постепенный спад до полного успокоения, либо резкий скачок. Ярость возникает тогда, когда человек максимально не доволен сложившейся ситуацией и считает, что он сможет с ней справиться.

Презрение

Презрение – эмоциональное состояние, вызванное рассогласованием убеждений и поведения одного субъекта с убеждениями и поведением другого субъекта. Презрение – это эмоция, возникающая в межличностных отношениях. Эмоция «Презрение» необходима человеку для того, чтобы он почувствовал себя сильнее, образованнее или культурнее, чем презираемое лицо.

Горе

Горе (страдание) – реакция на негативные жизненные ситуации, связанные с временной (разлука) или постоянной (смерть) потерей любимого человека. Главная цель этой эмоции – приспособиться к жизни без любимого человека. Горе дает человеку умеренную негативную мотивацию, чтобы он начал решать накопленные проблемы.

Стыд

Стыд – эмоциональное состояние, которое вызвано несоответствием поведения или внешности не только с взглядами общества, но также и с собственными убеждениями о внешности или поведении. Эта эмоция провоцирует возникновения чувства беспомощности и ощущения собственной неадекватности.

Вина

Вина – эмоция, связанная с осуждением собственного поведения. Эмоция «Вина» сопровождается осуждением самого себя, неуверенностью, раскаянием, стыдом.

Страх

Страх – негативное эмоциональное состояние, вызванное получением информации о реальной или мнимой угрозе для жизни субъекта. Человек, испытывая эмоцию «Страх» лишь предполагает, что его жизнь находится под угрозой. Эмоция «Страх» оказывает огромное влияние на жизнь человека: его поведение, внешний вид, мышление, восприятие внешнего мира.

Каждая из фундаментальных эмоций обладает свойственной именно ей адаптивной функцией и уникальными мотивационными качествами, исключительно важными и для каждого индиви­да и для всего вида.

Эмоции называются фундаментальными, поскольку каждая из них имеет: (а) специфический внутренне детерминирован­ный нервный субстрат, (б) характерные мимические или не­рвно-мышечные выразительные комплексы и (в) отличающееся субъективное переживание или феноменологическое качество. Ни один из этих трех компонентов не образует эмоцию самосто­ятельно. Целостная эмоция (или полный эмоциональный про­цесс) требует всех трех компонентов, хотя в одном из них - выразительном комплексе - и продолжительность и интенсив­ность ослабляются социализацией. В сущности, каждая фундаментальная эмоция является системой, образованной этими тремя компонентами и их взаимодействиями. Эмпирически идентифицированы и описаны десять фундаментальных эмоций (Darwin, 1872; Ekman, Friesen, Ellsworth, 1972; Izard, 1971; Tomkins, 1962).

Два рода явлений делают трудным изучение фундаменталь­ных эмоций. Во-первых, эмоции обычно активируют весь орга­низм, а не остаются процессом, ограниченным единичной сис­темой. Например, активация симпатических механизмов, кото­рая сопровождает одну эмоцию, может активировать другие симпатические механизмы, обслуживающие другие эмоции. Во-вторых, эмоции склонны появляться в определенных комбина­циях, или комплексах. Фундаментальные эмоции являются важ­ными в жизни индивида, но отдельно, не в сочетании с другими эмоциями, они существуют лишь в течение очень коротких пе­риодов времени - до того как активируются другие эмоции.

Хотя фундаментальные эмоции считаются врожденными и межкультурными феноменами, признается, что социокультур­ные факторы играют значимую роль в определении эмоциональ­ной экспрессии. Какдоказал Экман (Ekman, 1972), каждая куль­тура обладает своими собственными «правилами проявления» эмоций, и их нарушение может иметь более или менее серь­езные последствия для индивида. Это культуральные правила могут требовать подавления или маскировки одних эмоциональ­ных выражений и, наоборот, частого проявления других. Пред­ставители западной цивилизации часто улыбаются при непри­ ятностях, а японцы обязаны улыбаться, даже переживая горе. И культурные и половые различия определяют ситуации, в ко­торых надо смеяться и в которых надо плакать. Аналогично пра­вилам проявления эмоций в разных культурах различаются и социальные установки по отношению к эмоциональным пережи­ваниям (Izard, 1971).

Поскольку каждая фундаментальная эмоция будет подробно рассмотрена в последующих главах, здесь будет дано их крат­кое описание, в основном на феноменологическом уровне.



1. Интерес-волнение (рис. 2.5), наиболее часто пережива­емая положительная эмоция, мотивирует обучение, развитие навыков и умений и творческие стремления. В состоянии инте реса у человека повышается внимание, любознательность и ув­леченность объектом интереса. Поскольку человек - наиболее меняющийся и непредсказуемый объект нашего мира, интерес, вызываемый другими людьми, облегчает социальную жизнь и способствует развитию эмоциональных уз между индивидами.

2. Радость (рис. 2.6) - максимально, хотя и не обязательно постоянно, желаемая эмоция. Она представляется, скорее, по­бочным продуктом событий и условий, чем результатом прямо­го стремления получить его. Активное состояние радости харак­теризуется чувством уверенности, собственной значимости и ощущением того, что мы любим. С позиций Томкинса (Tomkins, 1962), радость возникает в результате сильного снижения гра­диента нервной стимуляции.

3. Удивление (рис. 2.7) имеет некоторые черты эмоции, но это не эмоция в полном смысле этого слова. В отличие от других эмоций, удивление - всегда мимолетное состояние. Оно появ­ляется благодаря резкому повышению нервной стимуляции, возникающему из-за какого-либо внезапного события. Удивле­ние способствует освобождению нервной системы от предыду­щей эмоции и направляет на объект, вызывавший удивление, все когнитивные процессы.

4. Горе-страдание (рис. 2.8) - эмоция, испытывая которую человек падает духом, чувствует одиночество, отсутствие кон­тактов с людьми, жалость к себе.



5. Гнев (рис. 2.9) - это фундаментальная эмоция, контролю над выражением которой уделяется особое внимание в процес­се социализации. Внешнее проявление гнева легко различимо: при гневе кровь «кипит», лицо начинает гореть. Быстро мобили­зующаяся энергия напрягает мышцы и вызывает ощущение силы, чувство храбрости или уверенности в себе. Хотя гнев иг­рал важную роль в процессе эволюции, его функции у современ­ного человека невелики.

6. Отвращение (рис. 2.10) часто возникает вместе с гневом, но имеет некоторые свои собственные отличительные мотивационные признаки и иначе субъективно переживается. Физи­ческая или психологическая изнашиваемость («что-нибудь пор­тится») склонна вызывать отвращение. Отвращение в сочета­нии с гневом может стимулировать деструктивное поведение, так как гнев мотивирует «нападение», а отвращение - жела­ние «избавиться от кого-либо или чего-либо».

7. Презрение (рис. 2.11) также часто появляется вместе с гневом, или с отвращением, или с тем и другим вместе. Эти три эмоции называются «враждебной триадой» (Izard, 1972). В эво­люционной перспективе презрение может развиваться как сред­ство подготовки к встрече опасного противника. По сей день желание чувствовать превосходство (более сильный, более ин­теллигентный, более цивилизованный) может вести к некото­рой степени презрения. Одна из опасностей презрения в том, что оно - «холодная» эмоция, ведущая к деперсонализации ин­дивида или группы, к которым относится презрение, поэтому эта эмоция может помочь, например, мотивировать «хладно­кровное убийство». В современной жизни трудно найти какую-нибудь полезную или продуктивную функцию презрения.

8. Страх (рис. 2.12) испытывал в своей жизни каждый инди­вид. Переживание этой эмоции исключительно вредно для человека: реальна возможность «испугаться до смерти». Страх вы­зывается за счет быстрого повышения плотности нервной сти­муляции, приносящей весть о реальной или воображаемой опас­ности. Сильный страх сопровождает неуверенность и дурные предчувствия. За исключением редких случаев, когда страх па­рализует, обычно эта эмоция мобилизует энергию.

9. Стыд (рис. 2.13) мог появиться в ходе эволюции как прояв­ление потребности человека в социальных связях. Стыд мотиви­рует желание спрятаться исчезнуть. Стыд может также способствовать возникновению чувства бездарности, может быть основой конформности, но если эмоциональные связи инди­вида направлены «извне группы», тог­да стыд может, наоборот, требовать нарушения групповых норм. Хотя сильное и постоянное чувство стыда может препятствовать развитию це­лостности человека, эта эмоция час­то способствует сохранению само­уважения.

10. Вина часто оказывается связанной со стыдом, и Томкинс (Tomkins, 1963) рассматривал стыд, робость и вину как различ­ные аспекты одной и той же эмоции. Тем не менее между виной и стыдом есть серьезные различия. Стыд может появляться из-за любых ошибок, вина же возникает при нарушениях мораль­ного, этического или религиозного характера, причем в ситуа­циях, в которых субъект чувствует личную ответственность.

Эмоции определяются психологами как особый класс субъективных психологических состояний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности, "они затрагивают чувства и опыт, физиологию и поведение, формы познания и концептуализации" [Ортони, Клоур, Коллинз, 1996: 27]. Классификация эмоций является одной из сложнейших, до настоящего времени не решенных проблем современной общей психологии. На сегодняшний день существует множество классификаций, в основе которых лежат самые разные критерии. Эмоции различаются по способу воздействия на организм, интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, форме развития, психическим процессам, с которыми они связаны, потребностям (инстинктам), предметному содержанию, направленности, особенностям своего выражения и т.д.

Определение набора "фундаментальных", или "базовых", эмоций имеет давнюю традицию (М. Арнольд, П. Экман, Н. Фрижда, П. Джонсон-Лэрд, Р. Плучик, С. Томкинс, Э. Нойманн, Я. Рейковский, К. Изард и др.). Основным критерием, позволяющим считать эмоцию базовой, является ее неразложимость. Большинство психологов, относя к "базовым" такие эмоции, как страх, радость, гнев, отвращение, любовь, печаль, не включает обиду в число "базовых" эмоций, что не снижает необходимость ее многостороннего описания.

Мнения ученых о природе происхождения эмоций расходятся. К базовым эмоциям относят те эмоции, которые проявляются у всех психически здоровых людей независимо от расы, пола, возраста, вероисповедания, т.е. данные эмоции являются врожденными.

Их появление и закрепление на генетическом уровне многие ученые приписывают результату долгого процесса эволюции, как средства, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей [Дарвин, 2009: 89].

Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это - экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов познания [Немов, 2003: 437].

Вот несколько критериев, на основе которых можно определить, является ли та или иная эмоция базовой:

Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.

Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).

Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.

Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.

Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Не все эмоции являются врожденными (или базовыми). Некоторые из человеческих эмоций представляют собой многокомпонентный комплекс, составленный из нескольких базовых эмоций (например, эмоция "зависть"), а некоторые возникают в результате социализации и проявляются как ответная реакция, принятая данным обществом на то или иное событие.

В нашей работе мы представим несколько классификаций базовых эмоций.

Кэррол Изард (англ. Carrol Izard , р. 1923 ) - американский психолог ; профессор психологии Делаверского университета; специалист по проблемам человеческих эмоций ; автор дифференциальной теории эмоций, в которой выделил три уровня состояний личности:

Экспрессивный.

Субъективный.

Данный ученый выделяет 11 базовых эмоций:

Радость.

Удивление.

Отвращение.

Презрение.

Горе-страдание.

Интерес-волнение.

Смущение [Изард, 2007: 65].

В отличие от К. Изарда Пол Экман , американский психолог, утверждает, что существует всего 7 базовых эмоций:

Радость.

Удивление.

Отвращение.

Презрение [Экман, 2010: 24].

Гештальт-терапия утверждает, что базовых эмоций еще меньше:

Агрессия.

Радость.

Все остальное является оттенками и интерпретациями.

У. Макдауэлл выделяет следующие базовые эмоции:

Отвращение.

Эйфория.

Подчинение.

Чуткость.

Удивление [Макдауэлл, 2000: 78].

Как мы видим, разные ученые выделяют различные эмоции как базовые, но большинство из них считают радость, страх и гнев базовыми. Не все выделяют печаль, и только гештальт-терапия определяет обиду как базовую эмоцию.

На основании приведенных выше данных мы можем утверждать, что классификации базовых эмоций варьируются, но так как одна из школ признает эмоцию "обида" базовой (но многокомпонентной, так как вызывает в человеке смесь амбивалентных чувств, возникающих при сопоставлении действительности с неоправданными ожиданиями) мы будем рассматривать в дальнейшем исследовании эту эмоцию как базовую и, следовательно, присущую всем психически-здоровым людям.

Более подробно охарактеризуем обиду как базовую эмоцию в следующем параграфе.

Важные вопросы:

Сколько же всего существует эмоций?

Есть множество точек зрения на эти вопросы. Например, Уильям Джеймс считал, что эмоций существует столько, сколько имеется слов для их характеристики, и что каждой эмоции соответствуют присущие ей физиологические проявления. В наше время большинство ученых не разделяют позиции Джеймса, а некоторые даже заявляют о наличии лишь небольшого числа основных (базовых) эмоций. Кроме того, высказывается идея о том, что, хотя существует небольшой ряд первичных, или основных, эмоций, есть еще огромное количество сложных эмоций, производных от базовых.

Деление эмоций на первичные (базисные) и вторичные - этот подход характерен для сторонников дискретной модели эмоциональной сферы человека . Однако разные авторы называют различное число базисных эмоций - от двух до десяти.

К. Изард называет 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление.

С его точки зрения, базовые эмоции должны обладать следующими обязательными характеристиками:

    имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;

    проявляются при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);

    влекут за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком;

    возникли в результате эволюционно-биологических процессов;

    оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации.

Однако сам Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные им к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.

Описание десяти фундаментальных эмоций,

образующих основную мотивационную систему поведения человека (по К. Изарду)

Эмоция

Проявления в поведении

Причины активации

Функции

Перемены обстановки, одушевленность, новизна

Заинтересованный человек выглядит воодушевленным, его внимание, взгляд и слух направлены на интересующий объект. Он переживает чувство захваченности, зачарованности, поглощенности

Играет мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта, обеспечивает работоспособность человека, социальный интерес играет большую роль в коммуникации. Повышает внимание, любознательность, поиск.

Социальные взаимодействия,

преодоление препятствий,

достижение целей. Связана с возможностью удовлетворить потребность.

Человек испытывает чувство психологического комфорта и благополучия, он становится увереннее в себе.

Радостные переживания способствуют формированию чувства привязанности и взаимного доверия между людьми

Печаль (горе, страдание)

Разнообразные проблемные ситуации, неудовлетворенные потребности, разочарование, смерть близких, неудачи в достижении целей и т.п.

Печаль может сопровождаться плачем или рыданиями. Опечаленный человек разговаривает мало и неохотно, темп его речи замедлен. Переживание печали описывается как уныние, грусть, чувство изоляции и одиночества.

Положительные социальные функции: переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи. Печаль тормозит умственную и физическую активность человека, и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию.

Ограничения свободы, препятствия в достижении целей, неправильные или несправедливые действия окружающих, некоторые раздражающие факторы (боль, ощущение дискомфорта и т.п.)

В гневе человек чувствует, что у него «вскипает» кровь, лицо горит, мышцы напряжены. Чем сильнее гнев, тем больше потребность в физическом действии, тем более сильным и энергичным чувствует себя человек.

Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придает индивиду ощущение силы и храбрости. Уверенность в себе и ощущение собственной силы стимулируют индивида отстаивать свои права, то есть защищать себя как личность.

Отвращение

Физически и психологически вредные объекты, вызывающие неприятные ощущения, или потенциально опасные вещества. Кроме того, противоречие с какими-либо принципами или установками субъекта.

Человек стремиться отстраниться от неприятного объекта или устранить его.

Биологическая функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Мотивирующая роль заключается в установлении взаимосвязей между чрезвычайно широким кругом раздражителей, с одной стороны, и реакцией избегания - с другой.

Презрение

Неодобрение действий других людей, чувство собственного превосходства, победа, одержанная над соперником и т.п.

Сопровождается чувством ценности и значимости собственного «Я» по сравнению с «Я» другого человека, предполагает надменную или снисходительную манеру общения с объектом презрения.

Презрение служит положительным целям тогда, когда оно направлено на тех людей, которые его заслуживают.

Информация о реальной или воображаемой опасности. Неуверенность, дурные предчувствия. Боль, одиночество и «внезапное изменение стимуляции», внезапное приближение, необычность, высота, - то есть естественные сигналы опасности. В качестве активатора страха может выступать также неустойчивая привязанность.

Внимание резко сужается, заостряясь на объекте или ситуации, сигнализирующей нам об опасности. Страх ограничивает свободу поведения человека и сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию.

Страх выполняет важные адаптивные функции, так как заставляет человека искать средства для защиты от возможного вреда.

Смущение

Ощущение беззащитности в ситуации социального взаимодействия.

Человек прячет глаза, отворачивается, улыбаясь при этом, и зачастую украдкой посматривает на смутившего его человека.

Адаптивные функции: смущение может уберечь ребенка от слишком близкого знакомства с незнакомыми объектами и небезопасным окружением.

Осознание несоответствия

помыслов, поступков человека не только ожиданиям окружающих, но и его собственным представлениям.

Переживая стыд, человек опускает или отворачивает голову, прячет взгляд, прикрывает глаза и заливается стыдливым румянцем.

Стыд побуждает индивида к

приобретению навыков социального взаимодействия и способствует большему взаимопониманию между человеком и окружающими его людьми и большей ответственности пред обществом.

Нарушения неких, принятых

человеком этических, моральных или религиозных стандартов.

Если человек чувствует себя виноватым, у него возникает желание загладить свою вину или хотя бы принести извинения человеку, перед которым он провинился.

Вина играет роль в воспитании социальной ответственности.

11. Удивление

Внезапное неожиданное событие.

Приостановление деятельности, активизация познавательной сферы.

Способствует освобождению от предыдущих эмоций и направляет на объект все когнитивные процессы.

Базовые эмоции составляют основу всех эмоциональных переживаний. Они являются общими для животных и человека и наиболее древними в эволюционном отношении.

Эмоции возникли в ходе эволюции биологических видов и их психической деятельности, как психическая реакция на объекты действительности, которые удовлетворяют или не удовлетворяют какие – либо потребности организма.

В психологии наиболее признанной является классификация базовых эмоций, предложенная американским психологом К. Изардом.

Она включает в себя 10 базовых эмоций:

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была не велика.

Удивление – эмоциональная реакция, которая не имеет чётко выраженного положительного или отрицательного знака, и возникает на внезапно появившийся объект или обстоятельство.

Интерес – положительное эмоциональное состояние способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний и мотивирующее обучение.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или, кажущейся таковой информацией, о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которые до этого момента представлялись более или менее вероятными.

Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. В отличие от страдания, гнев имеет стенический характер (т.е. вызывает подъем, хотя и кратковременный, жизненных сил).

Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызы­ваемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуни­кация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологи­ческими, нравственными или эстетическими принципами и установ­ками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение - желанием «избавиться от кого-либо или чего-либо».

Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникаю­щее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласо­ванием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизнен­ными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие приня­тым нравственным нормам и эстетическим критериям. Одно из следствий презрения - деперсонализация индивида или группы, к которым оно относится.


Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмо­цию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможно­го неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного) прогноза. Можно напомнить народную поговорку: «У страха глаза велики». Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и про­текать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде аффекта (ужас как крайний вариант страха).

Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

© 2024 inethealth.ru -- Медицинский портал - Inethealth